03.12.2023

Илья Гращенков: Шаурма в России попала в зону экономической аномалии

«Индекс шаурмы» vs «индекс Биг Мака». Шаурма в России попала в зону экономической аномалии. Это один из немногих продуктов, цена на который растет ниже темпов официальной инфляции, обратили внимание коллеги.

«Индекс шаурмы» — экономический показатель, который фиксирует реальный уровень инфляции, как бы парадоксально это ни звучало. Вместе с тем нужно понимать, что ее цена отражает уровень потребления в больших городах. В деревнях шаурмы нет, там другая история. Шаурма — такой продукт, себестоимость которого очень легко контролировать. Положили меньше мяса, нарезали чуть больше капусты. Это не пресловутый известный «индекс Биг Мака», потому что технология производства зависит от настроения и понимания «уличной экономики» конкретного производителя. Биг Мак делается по строгой технологии, а шаурма — это своеобразное «творчество» здесь и сейчас.

«Индекс шаурмы» показывает реальный курс рубля. Аналитики «Контур.Маркет» сообщают, что цены на шаурму поднялись на 3-5% за год, что ниже официальных данных по инфляции (до 12% по разным оценкам). Этот несложный продукт потребляют многие — студенты, офисные клерки, любые другие люди. Это своеобразное guilty pleasure – мы никогда не признаемся, что едим это, но спрос на нее большой. Поэтому здесь большая конкуренция, а цена в данном случае является определяющим фактором. Чуть снизив стоимость, можно перехватить рынок. Конечно, можно играть и на другом — не знаю, если ли «премиальный сегмент» шаурмы, но, думаю, что есть.

Шаурма — один из тех редких продуктов, на который устанавливается реально справедливая цена, комфортная для потребителя. В последнее время часто говорят, что цены растут опережающими темпами, однако мы видим, что шаурма дорожает значительно меньше, чем другие продукты. «Индекс шаурмы» — действительно определенная экономическая аномалия, по которой можно оценивать разницу в уровне жизни в различных регионах. Например, в Москве стоимость шаурмы растет быстрее, чем даже в Подмосковье, даже несмотря на более высокую конкуренцию.
Очевидно, что этот показатель необходимо исследовать более детально. На мой взгляд, это было бы очень интересно с точки зрения того, что шаурма стала определенным символом российского фастфуда. Она объединяет и студента, и бизнесмена, и работника завода. Она является для многих основным источником необходимых калорий в день.