14.11.2023

Илья Гращенков: мы можем предположить контуры президентской кампании

Стартовавшие семинары «Сенежа» — это традиционное обучающее мероприятие для людей, занимающихся внутренней политикой в регионах. Понятно, что на них транслируются некоторые установки, ставятся задачи, определяются kpi. Также озвучиваются новые подходы, «узкие места», на которые следует обратить внимание, проводятся оргдеятельностные игры.

Сейчас перед властью стоит задача организовать предстоящие выборы максимально легитимно, не давая возможности критикам ссылаться на то, как было использовано дистанционное голосование, например, на выборах в Москве. Это важно для того, чтобы не девальвировать саму идею ДЭГ и полученный результат. Также необходимо обеспечить легитимность в плане обеспечения явки. Она должна быть высокой, потому что высокая явка мобилизует тех, кто, условно скажем, «неподшефный». Важно привлечь на голосование не только бюджетников и лояльный электорат, но и тех, кто на выборы в принципе не ходит. И завлечь протестную часть.

При этом мобилизация протестного электората может создать проблемы. Если люди будут приходить на выборы по каким-то идеологическим соображениям, то велики шансы, что они могут изменить картину выборов. Это риск, который требует большого контроля, потому что проголосовать могут не за того, за кого нужно. Получается, что власти необходимо решить проблему и обеспечить ситуацию, когда люди придут и не будут высказывать протест.
Мы видим, что на некоторых выборах, там, где люди готовы побороться за правду, возникает много некрасивых ситуаций, которые связаны с действием местных избирательных комиссий. Яркий пример – Подмосковье, где Борис Надеждин активно судится с местным избиркомом. Есть примеры, где надомное голосование составляет более критическое число от количества избирателей.
Другой важный вопрос, который обсуждали в Сенеже — это новые подходы и смыслы.

Очевидно, что вся социология показывает стремление людей не только к сплочению вокруг фигуры президента, но и их желание вернуться к нормальной жизни. Эта консолидация показывает: люди хотят, чтобы Россия продолжала жить как нормальное светское мирное государство. Риторика тотальной поддержки СВО перестает быть привлекательной для части электората. Мысли у людей примерно такие: «Я сейчас поддержу, но в обмен на это мне должны что-то пообещать, а еще лучше – дать». Сегодня смысл коммуникации общества и власти в контексте выборов выглядит именно так.
Думаю, что какая-то часть обучающего семинара в Сенеже заключалась как раз в трансляции тех смыслов, которые позволят людям показать нормализацию, продолжение выполнения социальных гарантий, рост экономики, развитие отношений с другими странами и так далее. Даже противостояние с Западом можно обыграть логично – оно как бы есть, но есть стратегия на восстановление в будущем этих отношений.

В итоге мы можем предположить контуры президентской кампании. Они будут сводиться к тому, что очередной срок Путина будет принципиально новым: появятся новые условия, но глобальные задачи по достижению суверенитета, которые были озвучены во время знаменитой Мюнхенской речи, будут доведены до логического конца. Однако восстановить СССР в формате 2.0 ни экономически, ни политически, ни идеологически не получится, несмотря на попытки избавиться от олигархов, рыночной экономики, политических противников. Такой «культурной революции» в обозримом будущем не планируется.

Многие задачи, поставленные Путиным, уже выполнили, но месседжи, которые сформулированы заново, будут доведены до губернаторов и руководителей внутриполитических блоков регионов, потому что им придется «расшивать» их в какие-то конкретные дела. Главам регионов предстоит искать средства для их реализации, для демонстрации выполнения этих обещаний.
Избирательная кампания – это всегда не только реализация конкретных установок, но и репрезентация публичного образа, в котором будет представлен в новой роли человек, который, с одной стороны, противостоит западному миру, а с другой стороны – сумел воплотить это противостояние во благо.