08.10.2013

Дмитрий Журавлев: есть риск, что деньги в Пензе утекут на абстрактно «добрые дела»

Пензенская область готова выделить почти два млрд рублей на развитие гражданского общества в регионе. Соответствующая государственная программа подписана и утверждена главой региона Василием Бочкаревым. Документ будет действовать до 2020 года. Предполагается, что финансироваться программа развития гражданского общества будет из региональной казны. Инициативу комментирует Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

Дмитрий журавлев

Первое, что приходит в голову, это, конечно, коррупционная схема. Но коррупция процветает везде, где есть деньги. То, что средства конкретно этой программы могут уйти в никуда, является проблемой не только Пензенской области. Отсутствуют эффективные модели реализации программ по всей стране.

Важно четко определить, на что будут потрачены такие гигантские для Пензенской области деньги (откуда там, кстати, такие деньги?). Кого они буду поддерживать в качестве гражданского общества? Если речь идет о «добровольчестве», то это слишком общо. Нужно указывать конкретные организации, иначе есть риск, что деньги утекут на абстрактно «добрые дела».

Где вообще документы, в которых есть определение того, что такое добровольчество и благотворительность? Получается, что благотворительностью займется само государство. Проблема даже не в том, что какие-то суммы осядут в руках чиновников, проблема в том, что те, кому эти деньги по-настоящему нужны, не имеют инструментов для их получения. С поддержкой СМИ попроще: можно устроить конкурс среди имеющихся трех газет и обеспечить победителя финансовой поддержкой.

Понимаю сомнения местных правозащитников. Хотя, когда-то инфраструктура в Пензе должна появиться, ее нужно создавать и питать. Но меня волнует другой вопрос: создатели программы утверждают, что она поможет развитию местного самоуправления и муниципальной службы, оптимизации и повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг. Как это связано с гражданским обществом?

Повышение эффективности работы является профильной задачей властей, зачем придумывать для этого какой-то документ и давать под это деньги? В переводе на русский язык получается так: то, что является и без того прямой функцией государства будет дополнительно оплачено из бюджета. А взаимодействие с гражданским обществом также входит в круг вопросов властей. Главное в системе управления, как говорил президент, система прямой ответственности. А это не вопрос денег. Все остальное — неэффективное расходование бюджетных средств.

В общем, программа должна быть прописана от и до. Как создается комиссия по распределению средств, как привлекается к этому общественность (или же это аппаратный вопрос?), каковы критерии эффективности проводимой программы. Без этого трудно поверить, что получится что-то полезное для гражданского общества.