07.10.2021

Антон Чаблин: новые принципы организации публичной власти в России потребуют и новой законодательной основы

Сразу после принятия поправок к Конституции стало очевидно, что новые принципы организации публичной власти в России потребуют и новой законодательной основы. Вероятнее всего, уже тогда и началась работа над законопроектом Клишаса-Крашенинникова. Причем уже в тексте законопроекта есть отсылки к тому, что будет принят ещё ряд федеральных законов. В частности, регламентирующий отношения региональных властей и столичных муниципалитетов в регионах.

Как изменятся эти правоотношения, мне пока сложно сказать. По крайней мере, радикальных изменений в законопроекте Клишаса-Крашенинникова нет. Есть лишь некоторые несущественные изменения, практически не меняющие существующую политическую систему в России. Да, будет еще большее уменьшение губернаторских полномочий. В частности, закреплено право президента ограничивать действие нормативных актов региональных властей или изымать полномочия региональных органов власти в пользу федеральных (в случае введения режима ЧС, высокой дотационность субъектов и в иных случаях).

Конкретно прописаны принципы разделения властей — законодательной и исполнительной — в России регионах. Но все же, несомненно, полномочия тех же региональных депутатов могли бы быть закреплены в значительно большем объеме. Скажем, можно было бы закрепить право на проведение парламентского расследования, вызова на заседания заксобраний чиновников и аудиторов Счетных палат. Увы, этого нет.

Печально для меня и окончательное размывание границы между местным самоуправлением и государственной властью. И даже право разделить их полномочия через принятие договоров является слабым утешением: мое глубокое убеждение в том, что государство не должно вмешиваться в жизнь местных сообществ. Ну, скажем, через процедуру назначения глав. Но, как мы видим, развитие политической системы идёт в другом направлении.