17.02.2014

Дмитрий Фишбейн: оценивать органы власти по тому, во сколько смен учатся школы, странно

Эффективность губернаторов и органов исполнительной власти будут оценивать не по количеству учащихся, сдавших ЕГЭ, а по количеству школ, работающих в две и три смены. Соответствующий проект указа комитета Госдумы по образованию призван исключить мотивы воздействия на результаты экзаменов, а также повысить объективность проведения ЕГЭ. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует главный редактор «Журнала руководителя управления образованием», доцент Института образования НИУ Высшая школа экономики Дмитрий Фишбейн.

дмитрий фишбейн

При оценке данной инициативы стоит учитывать два факта. Во-первых, ЕГЭ создавалось явно не для того, чтобы служить критерием оценки эффективности работы органов исполнительной власти и губернаторов. Понятно, что контингент учащихся в регионах разный, в связи с этим сравнивать деятельность органов власти по этому показателю неправильно. И этот тезис председателя комитета Госдумы по образованию кажется мне абсолютно верным. Единый государственный экзамен оценивает именно образовательный результат и зависит от комплекса фактора.

Во-вторых, идея оценивать работу по тому, во сколько смен работают школы, довольно спорная. С одной стороны, у нас фиксируется принцип нормативного финансирования, или, как он по-другому называется, «деньги идут учащимся». В соответствие с этим подходом школа получает средства по количеству учащихся, образовательные организации подталкивают к тому, чтобы они привлекали больше учеников. Школа, у которой не все учащиеся умещаются в одну смену, организует вторую и третью. Да, детям лучше учиться с утра, но может получиться так, что школам запретят организовывать дополнительные смены, и родителям придется отдавать детей не в те школы, которые предоставляют образовательные услуги высокого качества, а в те, в которых просто есть места. Это решение простое, но едва ли оно будет верным. Оно не улучшит образовательную среду и не позволит справиться с наплывом учащихся.