30.01.2014

Алексей Ширинкин: вслед за телеканалом «Дождь» свободу потеряют другие СМИ

В пресс-службе «Ростелекома» сообщили, что изъяли телеканал «Дождь» из своей сети в Москве и Санкт-Петербурге. Об отключении «Дождя» сообщают также абоненты оператора.
Напомним, что телеканал оказался в центре внимания после проведения скандального опроса на своем сайте. Так, вопрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» вызвал неоднозначную реакцию как в обществе, так и в средствах массовой информации. Позднее руководство «Дождя» принесло извинения и признало опрос ошибкой.
Однако публичные извинения не смогли удержать ряд компаний от санкций против телеканала. Например, «НТВ-Плюс», «ЭР-Телеком» и ряд других операторов полностью изъяли «Дождь» из сетки вещания. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует преподаватель кафедры политических наук и связей с общественностью ЧелГУ, политолог Алексей Ширинкин.

ширинкин

Ситуация с травлей телеканала «Дождь» порождает целый ряд наблюдений, касающихся современного российского общества и политической системы.
1. Идеологическое проектирование режима (имеющее главной целью легитимацию «правой» власти в «левой» стране) основано на нескольких проектах политического мифологизирования, и культ Победы — один из важнейших таких мифов. Очевидно, что всякое покушение на развенчивание начинает восприниматься властью как подрыв механизмов ее легитимации и явная политическая угроза. Это сугубо рациональный подход политтехнолога, не имеющий никакой ценностной нагрузки.
2. При этом прагматические соображения вначале дополняются, а затем и вытесняются в сознании политических элит идеологическими конструкциями – люди во власти начинают сами верить в то, что некоторые исторические темы «являются национальными святынями», т.е., должны быть табуированы по иррациональным причинам, не подлежат научной или публичной дискуссии и требуют слепой веры. Фактически, на институциональном уровне мы видим формирование догматов и институтов тоталитарной идеократии.
3. Помимо прочего, быстрая реакция информационной сети формально независимого от государства коммерческого кабельного вещания на запрос Кремля более всего напоминает тестирование – проверку на лояльность. Несомненно, проверка пройдена на «отлично» — большинство провайдеров проявили должную политическую ангажированность, наплевательское отношение к клиентам и изумляющий уровень сервильности.
4. Административное ограничение аудитории оппозиционного СМИ – это некая практика, которая теперь, после успешного тестирования, может быть продолжена в отношении и иных либеральных СМИ – рано или поздно это коснется радио «Эхо Москвы», «Ведомостей», «Коммерсанта», десятка интернет-изданий. В обозримой перспективе можно прогнозировать и активизацию попыток ограничения свободы доступа к независимым интернет-ресурсам по политическим мотивам, вплоть до создания пресловутого «великого китайского файрвола», например, силами симпатизирующих охранительным настроениям «Лиги безопасного интернета» и «Лаборатории Касперского» — тем более, с учетом впечатляющих возможностей освоения бюджета под подобный проект.