15.04.2014

Алексей Ширинкин: упразднение остатков федерализма в кризис — не лучшая затея

Отставку губернаторов по предложению правительства теперь смогут инициировать федеральные министры и главы ведомств. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму и подразумевает обращения в правительство с предложением об инициирования освобождения от должности высшего должностного лица субъекта РФ в случае, если он не справляется со своими обязанностями. Также документ подразумевает внесение федеральными министрами и главами ведомств указаний относительно отставки заместителей или руководителей региональных органов исполнительной власти. Президент и правительство смогут благодаря законопроекту принимать решения о делегировании федеральных полномочий на региональный уровень. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует преподаватель кафедры политических наук и связей с общественностью ЧелГУ, политолог Алексей Ширинкин.

shirinkin

Можно констатировать, что данная реформа будет иметь в своем итоге дальнейшее упразднение тех остатков федерализма, которые еще сохраняются в России, это классическая схема «ответственность – вниз, власть – наверх». В новой модели у губернаторов появится гораздо больше компетенций и полномочий, делегированных Москвой, однако они станут, фактически, не руководителями самостоятельных субъектов федерации, а чиновниками федерального правительства.
Управленческая логика такой модели очевидна – получаешь больше полномочий, так неси и более весомую ответственность, к тому же у Центра должен быть инструмент воздействия на неэффективных или слишком самостоятельных губернаторов, которые могут появиться даже в условиях существующей системы многочисленных политических фильтров. Политическая логика централизации власти также очевидна.
Прямым последствием подобной реформы станет потеря мотивации серьезных политических фигур к губернаторской карьере, рост числа технократов, карьерных чиновников в этой роли.
Для политической системы спокойного времени эта модель кажется рациональной, но вот в условиях возможного социально-политического кризиса, не исключенного в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране, политические задачи такая модель организации региональной власти решать не сможет, примеры чему нам дает нынешняя ситуация на Украине.