12.10.2015

Олег Иванов: органы местного самоуправления не могут работать автономно

Практика применения законодательных актов о местном самоуправлении (МСУ) отошла от целей муниципальной реформы, одна из которых была в том, чтобы приблизить местные власти к населению: расширив полномочия регионов, закон не определил гарантии прав самого населения. Об этом говорится в отзыве Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, представленном по запросу судьи Конституционного суда Николая Бондаря. В ближайшие дни суд рассмотрит жалобу 90 депутатов Госдумы на реформу МСУ, которая, по мнению заявителей, в нарушение Конституции лишила местные власти возможности самостоятельно выбирать способ формирования органов МСУ из предусмотренных федеральным законом вариантов, передав это право парламентам регионов, сообщают «Ведомости». Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области, глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов. 

_MG_4431.-20140218013519

Совсем недавно была опубликована моя статья, в которой подробно рассматривается этот вопрос. Сразу отмечу, что моя позиция идет вразрез с мнением ряда экспертов, которые считают автономность института местного самоуправления непреходящей ценностью и требуют невмешательства органов государственной власти в процедуру формирования глав и депутатов представительных органов муниципальных образований.
У этой позиции исторические корни. После распада СССР, на волне некритического увлечения западной демократией, в Конституции России были закреплены положения, копирующие европейские нормы о местном самоуправлении, а также ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления. При этом два десятилетия практики реализации этих норм явно продемонстрировали тупиковость такого пути: под внешней оболочкой «местного самоуправления, независимого от органов государственной власти» де-факто существует низшая – местная – ступень государственного управления.
Однако долгое время государство продолжало «латать дыры», решая текущие проблемы института, который только по своему названию соответствовал Европейской Хартии местного самоуправления. Среди правоведов и политиков считалось бесспорным, что местное самоуправление необходимо России именно в его западном варианте, при этом объективные характеристики страны (площадь территории, численность и плотность населения и т.п.), существующие форматы решения местных проблем, исторический опыт в расчет не принимались.
Я считаю, что изменения в законодательство, которые сейчас опротестовывают депутаты Госдумы, соответствуют актуальному состоянию и тенденциям развития местного самоуправления в России, так как на местном уровне появилось слишком много политики, а рейтинги упоминания в СМИ стали для глав и депутатов самоцелью.
Уверен, что органы местного самоуправления не могут работать автономно, эффективно развиваться без поддержки со стороны органов государственной власти. Так, местные бюджеты получают субсидии и субвенции из региональных бюджетов и отчисления от федеральных и региональных налогов, органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия, главы муниципальных образований принимают участие в заседаниях региональных правительств (в том числе, получают прямые поручения от руководителей регионов) и т.д.
А что касается западного опыта, в каждой стране свой путь развития местного самоуправления, который должен соответствовать историческим, территориальным и иным особенностям ее развития, менталитету ее населения. Идеальный вариант для России — максимально возможное взаимодействие местного самоуправления с государственной властью, не разделение этих уровней, а их сосуществование, взаимное дополнение и сочетание исходя из общегосударственных интересов.
Поэтому мое мнение таково – нам нужно не опротестовывать эти изменения в закон, а денонсировать Европейскую Хартию местного самоуправления и внести поправки в Конституцию РФ в части отмены положений, которые препятствуют полноценному взаимодействию органов местного самоуправления с органами государственной власти. Полагаю, что следует включить местные администрации в единую систему органов государственной власти, но при этом сохранить независимые и формируемые на выборной основе местные представительные органы, наделенные собственной компетенцией, существенными бюджетными правами и контрольными полномочиями.