01.06.2015

Политолог Михаил Нейжмаков: отказ от «паровозов» связан с выборами в Госдуму

Практику, когда губернатор в качестве «паровоза» ведет на выборы список «Единой России»,  критиковали давно, но не вполне справедливо. Вряд ли избиратели, не в первый раз наблюдающие такой подход, могут, в массе своей, обманываться и всерьез верить, что глава региона оставит свою должность и перейдет на работу в заксобрание. Более того, если губернатор популярен, симпатизирующие ему граждане вряд ли хотели бы, чтобы он  уходил с нынешнего поста ради депутатского мандата. То есть, ни о каком введении избирателя в заблуждение речь на самом деле не идет.

Кроме того, за помощью к «паровозам» (то есть популярным или статусным политикам, возглавляющим списки, но не собирающимся становится депутатами соответствующего уровня после победы) обращаются не только «единороссы». Списки ЛДПР на многих региональных и даже муниципальных кампаний традиционно возглавлял сам Владимир Жириновский.  Сергей Миронов в 2015 году собирался лично повести «Справедливую Россию» на выборы в ряде регионов, в том числе в Новосибирской области и на Ямале. КПРФ использует такую тактику гораздо реже (хотя бы потому, что ее избиратель меньше ориентирован на персоналии), но и здесь такие прецеденты имеются. Так, широко известный и авторитетный в лево-патриотической среде депутат Госдумы Николай Харитонов, политическая карьера которого была связана с Новосибирской областью, возглавлял списки КПРФ на выборах в региональные парламенты Марий Эл (в октябре 2009 года), Республики Алтай (в марте 2010 года), Оренбургской области (в марте 2011 года).

Губернатор, возглавляющий на выборах список партии, как правило, намерен и дальше работать в том же регионе. В отличие от федеральных политиков, которые  часто возглавляют списки в нескольких регионах, но оставаться работать не собираются ни в одном.

Как бы то ни было, чтобы получить высокие результаты без губернаторов-«паровозов», «Единой России» потребуется приложить больше усилий. Безусловно, в регионах, где политическое пространство контролируется  властями предельно твердо (например, в Белгородской области и на Ямале), практически не играет роли, участвует ли губернатор в выборах лично. К тому же,  есть немало примеров успешных предвыборных кампаний, построенных, во многом, на популярности человека, который сам кандидатом не  являлся (вспомним, навскидку, кампанию сторонников Анатолия Быкова, в 2013 году шедших под флагом «Патриотов России» в горсовет Красноярска). И,  все же, рекомендованная смена тактики кампанию «единороссов» осложнит. А значит,  у Центра должен быть серьезный повод, чтобы поставить «партию власти» в такие рамки.

Таким поводом может быть подготовка к будущим выборам в Госдуму. Раз во главе списков «единороссов» на сентябрьских выборах не будет губернаторов, лицом партии в каждом регионе могут стать несколько популярных фигур (видимо, прежде всего, представляющие регион федеральные парламентарии и популярные депутаты заксобраний).  Эти же лица позже, в 2016 году, могут пойти в парламент по округам и (видимо, наряду с губернаторами), занять первые места в региональных группах списка «ЕР». На нынешних региональных выборах эти политики получат дополнительную раскрутку в своих регионах, хотя бы частично выйдя из тени губернаторов. То есть, на думских выборах «партия власти»  будет иметь более прочную и широкую опору на местах, не делая ставку только на авторитет главы региона.

Конечно, все эти последствия пока коснутся лишь  11 регионов, где выборы заксобраний пройдут в нынешнем сентябре. Однако рекомендация отказаться от привлечения к кампаниям «ЕР» губернаторов-«паровозов» — не единственная за последнее время инициатива, призванная расширить доступ в  публичное пространство регионов. Так, предоставление депутатам Госдумы и членам Совета Федерации права вносить законопроекты в заксобрания представляемых ими  территорий также  позволяет им создавать информационные поводы и получать дополнительную известность на местах. Учитывая, что у парламентариев от «партии власти» возможностей для доступа к СМИ и раскрутки соответствующих законодательных инициатив, как правило, больше, новые возможности сыграют на руку, прежде всего, им.

Кстати,  если мы и правда наблюдаем столь основательную подготовку  федеральных парламентских выборов на уровне  регионов, это может означать, что список «Единой России» в 2016 году не  планирует возглавлять никто из первых лиц государства, которые могли бы вытащить кампанию  исключительно за счет своего авторитета и общенациональной повестки дня. Понятно, что  в следующем году ситуация может измениться.  Однако конфигурация будущей кампании начинает формироваться уже сейчас.