29.10.2014

Кирилл Гонцов: данная мера стратегически не продумана и не позволит субъектам быстро выбраться из долговой ямы

Депутаты ЛДПР Ярослав Нилов и зампред Государственной думы, руководитель высшего совета партии Игорь Лебедев предложили облегчить жизнь тем регионам, которые не справляются со своими финансовыми обязательствами перед федеральным бюджетом и копят долги путем установки более низкой ставки по государственному кредиту. Изменится также порядок предоставления бюджетных кредитов для покрытия кассовых разрывов, который должен предусматривать погашение не только самого кредита, но и платы за его пользование. Депутаты считают, что приемлемой ставкой будет 0,1% от величины кредита, причем пересмотру подвергнутся все уже имеющиеся соглашения и обязательства региона. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует политолог, член Правления РАПН Кирилл Гонцов.

kirill gontsov

По информации Минфина, летом 2014 года внутренний долг регионов перед федеральным бюджетом превысил 2 триллиона рублей. Безусловно, для российской экономики данная цифра является значительной. Сейчас как никогда оправдан активный поиск депутатами и чиновниками путей решения данной проблемы. Вместе с тем, необходимо, чтобы стратегия выхода из кризиса носила комплексный характер и была тщательно проработана.
Инициатива депутатов Государственной думы Ярослава Нилова и Игоря Лебедева внести изменения в Бюджетный кодекс, а именно зафиксировать ставку в 0,1% от величины кредита для регионов, на первый взгляд, кажется необходимой и полезной мерой. Действительно, многим субъектам, особенно дотационным, просто невозможно выбраться из долговой ямы. Законопроект депутатов должен в значительной степени помочь им: предоставление кредита по ставке не более 0,1% напоминает беспроцентный займ или ссуду. Но решит ли он экономические проблемы, как регионов, так и России в целом?

Думаю, и сами инициаторы понимают, что данная возможность не позволит регионам выбраться из финансовых и экономических трудностей, но сможет подтолкнуть некоторые субъекты к точечной работе по улучшению экономического климата. Ведь основная проблема дотационных регионов — не в государственных долгах и размера процентной ставки, а в низком уровне развитии малого, среднего и крупного бизнеса. Таким образом, в случае принятия данного законопроекта каждый субъект в зависимости от дальновидности руководства либо воспользуется снижением ставки для роста экономики, либо усилит зависимость от федеральных займов, что приведёт к еще большим негативным последствиям. Другими словами, данная мера стратегически не продумана и не позволит субъектам быстро выбраться из долговой ямы. В настоящее время для субъектов необходимо в большей степени сосредоточиться на создание новых, в том числе промышленных мощностей. Российская экономика в целом нуждается в возрождение тяжёлой и лёгкой промышленности. В данном случае ориентация на импортозамещение может стать фактором развития многих регионов, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране.

Главное — это сосредоточиться на создании новых, в том числе промышленных, мощностей. Российская экономика в целом нуждается в возрождение тяжёлой и лёгкой промышленности. И в данном случае ориентация на импортозамещение может стать фактором развития многих регионов, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране в целом. Думаю, что данную задачу понимают многие, но мало кто знает, как ее воплотить в реальность. Ну а если говорить о менее тривиальных путях выхода регионов из экономических проблем, то это создание условий, при которых деньги оставались бы регионах, а это значит изменение налогообложения. Не уверен, что сейчас подходящее время для столь серьезных преобразований.