Илья Гращенков: к какому образованию сегодня мы идем?
Выступление уполномоченного по защите прав ребёнка в Ульяновской области, члена Совета по правам человека при президенте Екатерины Смороды актуализировало важнейший вопрос – к какому образованию сегодня мы идем?
Сморода сообщила Путину о перегруженных школьных педагогах, критической нагрузке, которая ложится на их плечи, о том, что система школьного образования пребывает в состоянии стресса, о беспрецедентном дефиците учителей в школах, о нежелании молодых людей связывать жизнь с педагогикой, о нехватке учебников, о забюрократизированности системы образования в целом…
На самом деле г-жа Сморода затронула крайне острый вопрос, прозрачно намекнув Путину, что пора «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов». Для федеральной власти прозвучавшее заявление в самом деле видится болезненным, однако в своей системе координат. Педагоги – это без преувеличения неприкосновенный резерв действующей власти, этакий срез путинского большинства. Вот и г-жа Сморода из Ульяновска, словно от лица тех самых измученных школьных учителей, напомнила: «Мы всегда за вас голосовали и пойдем голосовать дальше».
Внимательное отношение президента к этой теме тоже представляется понятным, однако власти придется выйти за узкие рамки – решить проблемы педагогического сообщества премией к Новому году не получится. Вопрос стоит куда шире: как реформировать образование, чтобы оно оказалось востребованным, эффективным, а роль педсообщества в нем выросла?
Очевидно, что у отечественного образования ключевая проблема – область его применения. Во всем мире образование расценивается как инвестиция: ты вкладываешь деньги в образование для того, чтобы в дальнейшем больше зарабатывать. Но в России так не работает. У нас с советских времен действует парадигма, согласно которой у каждого должно быть хорошее образование, но зачем, ради чего – совершенно непонятно.
При «инвестиционном подходе» к образованию учитель – очень ценный кадр, который оказывает пусть и услугу, но крайне ценную услугу. Соответственно, это рождает к нему максимально уважительное отношение, ровно такое же, например, как к врачу, который спасает жизнь людей.
Таким образом, образование в России находится где-то между советским и гиперрыночным. А должно, на мой взгляд, стать более реалистичным, прикладным, как это происходит во всем цивилизованном мире. Пожалуй, нет необходимости в том, чтобы каждый дворник или слесарь имел качественное образование, однако у сына дворника должна быть потенциальная возможность получить таковое образование.