18.08.2015

Дмитрий Фетисов: отмена льгота как тест для Воробьева

Нельзя не заметить, что тема с отменой льгот на проезд в Москве Правительством Московской области остается одной из самых обсуждаемых среди жителей Подмосковья. Являясь изначально чисто социально-экономической, в итоге она превратилась в политическую.Если разбираться детально, то решение об отмене льгот, будучи неприятным для многих подмосковных пенсионеров, остается экономически обоснованным.

Губернатор Андрей Воробьев принимал в управление далеко не самый простой регион страны. При казавшемся внешнем благополучии, в Подмосковье за 12 лет губернаторства Громова накопился ряд нерешенных проблем, многие из которых носили как раз социально-экономический характер. Именно фактор наличия этих проблем и вызывал серьезные нарекания со стороны Кремля к работе Громова, и неслучайно на место губернатора Московской области был назначен такой опытный управленец, обладающий обширными связями на федеральном уровне, как Сергей Шойгу. Логично, что за полгода губернаторства Шойгу решить накопившиеся проблемы не смог бы при всём желании. И поэтому, когда Шойгу понадобился для решения государственных задач на другом направлении работы, в Московскую область был рекомендован Воробьев, уровень связей и влияния которого в федеральных кабинетах не меньше, чем у нынешнего министра обороны. Подход Кремля к кадровому вопросу по губернатору Московской области свидетельствует о понимании тех проблем, которые накопились после Громова, и необходимости их решения.

Необходимость оперативного решения имеющихся проблем понимает и сам Андрей Воробьев. Поэтому он и вынужден внедрять новые подходы к формированию областного бюджета. В связи с этим логично и его желание перераспределить бюджетные потоки и добиться оптимизации и эффективности бюджетных процессов в регионе. Отсюда и следует то самое решение по отмене льгот на проезд пенсионерам. Решение непопулярное, но жизненно необходимое.

Не секрет, что страна находится в условиях кризиса, связанного с внешнеполитической ситуацией, и регионам приходится экономить. Причем, экономить значит не резать расходы на социальную сферу, а оптимизировать их. Пресловутые транспортные льготы, к сожалению, одна из таких статей расхода, которую надо закрыть, а деньги отправить на другие статьи. И их и отправили. Причем не куда-то, а именно на ту же социалку и культуру.

А теперь попробуем разобраться и вникнуть в саму суть проблемы. Если житель Подмосковья работает в Москве, то почему за его проезд по столице должен платить бюджет другого региона? Элементарное «почему?». Тут уже не скажешь ничего даже про близость Москвы и Подмосковья. И хотя отчасти, с точки зрения логистики, их можно даже считать единым мегаполисом, это совершенно разные регионы, имеющие из общего только юридические границы. И разные как раз по уровню жизни. И в этом плане лично я могу посочувствовать тем самым льготникам, которые жалуются на отмену транспортных льгот. Им приходится ездить на работу из «бедного» Подмосковья в «богатую» Москву, и они вынуждены теперь тратить больше денег на проезд. Но тут опять все упирается в то самое «почему». На работу в Москву ездят не только жители Подмосковья, но и жители Тульской области, Тверской, Калужской. Да, их меньше чем москвичей, но цифра участников этой «рабочей миграции в столицу» не маленькая. Но ни в одном из этих регионов жители, имеющие льготы, не собираются на митинги и даже не возмущаются тем, что у них нет права бесплатного проезда на территории столицы. А представим, что начнут возмущаться? Их не поймут. А те, кто ездил в столицу по медицинским вопросам (а вот тут опять важный вопрос к Громову, почему подмосковная медицина значительно уступает по уровню московской, и сколько бюджетных денег надо вложить в развитие подмосковной медицины, чтобы привести ее к должному по качеству уровню), на отмену транспортных льгот и не жалуются, компенсацию им предусмотрели и выплату организовали.

Можно долго рассуждать об экономическом положении и уровне жизни Мособласти, пытаться проанализировать предпосылки образования данной ситуации и строить надежды на то, что Московская область будет развиваться стремительными темпами и очень быстро догонит Москву по многим показателям качества жизни. Но лучше посмотреть на ситуацию с отменой бесплатного проезда для жителей Подмосковья в столице с политической точкой зрения.

А вот тут и обнаруживается самое интересное. Социологи могут зафиксировать, что тема действительно одна из самых обсуждаемых в последнее время у жителей Подмосковья, политологи могут обратить внимание на то, как подхватила тему оппозиция. КПРФ проводит митинги, ЛДПР вообще просит банкиров и крупных бизнесменов «скинуться» и создать фонд помощи «угнетаемым жителям Подмосковья». Да вот только митинги КПРФ малочисленны, а над депутатом от ЛДПР, предложившим такую инициативу, просто смеются. И удивительного в этом ничего нет. Потому что тема для льготников, ездящих на работу в Москву, неприятная, обидная, но не смертельная. Потому что головой для себя они давно уже ответили на то самое «почему», которому я так много уделил внимания выше, а обида и эмоции как раз и выплескиваются в эти самые обсуждения, но не вырастают в мощные акции протеста.

Ну а сам подход оппозиции к этой теме, желающей набрать максимум политических очков на ней, говорит, как ни странно в пользу команды Воробьева. Ведь раз оппозиция не смогла выбрать для критики правительства Московской области ничего серьезнее, чем «эмоциональная, но неразумная» тема отмены транспортных льгот, то Воробьев со своей командой находится на правильном пути. Даже у оппозиции серьезных замечаний нет, и ей приходится пытаться поддерживать свое реноме, высасывая темы для протестной деятельности буквально из пальца.