21.12.2021

Антон Чаблин: Сельские и городские поселения, где мэров еще до недавних пор избирали, ликвидируются как класс

Подготовка к муниципальной реформе шла долго. Это становится понятно из того, что в прошлом году в Конституцию внесли новую ч. 1.1 ст 131, которая гарантирует, что органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления. В Конституции было указано, что порядок такого участия устанавливается федеральным законом. И вот мы видим законопроект Клишаса-Крашенинникова, который формализует давно устоявшуюся практику, когда губернаторы неформально участвовали в назначении мэров (по крайней мере, крупнейших городов). Сейчас прямые выборы глав остались в считанных городах.

Помимо 7 административных центров регионов это еще такие крупные города как, например, Певек, Рыбинск, Белогорск. Глав также выбирали в некоторых муниципальных районах, в том числе в Якутии, Иркутской области, Забайкальском, Хабаровском краях. При этом постепенно происходило укорочение этого списка: не далее как в декабре в Астраханской области отказались от прямых выборов глав районов. Все это, разумеется, подготовка к муниципальной реформе, конечная цель которой, мы должны четко понимать, — практически полный отказ от выборов на муниципальном уровне. Сельские и городские поселения, где мэров еще до недавних пор избирали, ликвидируются как класс. А в муниципальных и городских округах даже при наличии выбора разных моделей предпочтение отдадут явно назначению глав, а не прямым выборам.