14.03.2018

Александр Семенов: необходимо внедрение системы мягкого государственного экономического планирования

Финансовое состояние регионов сегодня – это одна из самых актуальных проблем. По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ на 1 октября 2017 года составил 2,212 триллиона рублей. В 47 регионах РФ долговая нагрузка на бюджет превышает 50%. В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Хакасии и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. Фактически это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами.

Да, за последнее время госдолги субъектов медленно, но начали снижаться, в том числе благодаря федеральной программе реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитаннуюна семь лет, которая стартовала с 1 января 2018 года.
Но, несмотря на это, экономическое положение регионов остается серьезной «головной болью». Что же делать? На мой взгляд, выход состоит во внедрении системы мягкого государственного экономического планирования как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

Посмотрите, мы все время впадаем в крайности: в СССР – система жесткого госпланирования, в 90-е годы – фактически полное отсутствие хотя бы какого-то госпланирования. В то время как есть успешный мировой опыт, например, в ФРГ внедрение индикативного государственного планирования Людвигом Эрхардом или Китайская народная республика.
Естественно, регионам нужно переставать надеяться на федеральный центр – в этом смысле активно продвигаемая «иркутская модель» представляется вполне разумной. Регионам необходимо самим активно привлекать инвестиции, развивать государственно-частное партнерство. Но здесь важно понимать, что активное привлечение инвестиций не дает мгновенный результат – всегда есть существенный временной лаг от момента прихода инвестиций в регион до момента, когда они начинают влиять на экономическое состояние региона и качество жизни населения. Так что начинать нужно с повышения эффективности управления существующими финансами в регионах – здесь, как раз, есть существенный потенциал для использования планирования, оптимизации расходов и т.д.

Если мы говорим об инвестициях, то нетрудно заметить, что государство, госкомпании у нас продолжают оставаться крупнейшими инвесторами для регионов. Так что разумное увеличение роли государственного экономического планирования в экономической жизни регионов, о чем сегодня говорят власти Иркутской области, просто необходимо.