26.04.2016

Дмитрий Фетисов: Росгвардия как «страховой полис» страны

Создание Росгвардии – это, в первую очередь, не появление какой-то отдельной мощной силовой структуры, а определенная менеджерская революция в силовых кругах.
Есть несколько причин так считать.

Во-первых, если бы стояла задача создать какую-то определенную супер-силовую структуру, то достаточно было бы просто расширить полномочия ФСБ, внеся ряд соответствующих поправок в действующее законодательство. Но вместо этого создается принципиально новая структура, которая будет комплектоваться кадрами из других ведомств. Причем, прогнозируется, что самые лучшие кадры перейдут как раз из других силовых структур в Росгвардию. Это позволит «переформатировать» состав силовых структур, «встряхнуть» их и вывести на принципиально новый уровень работы. Это абсолютно нормальная ситуация в менеджменте, когда в условиях благополучной обстановки создаются специальные искусственные кризисы или ставятся искусственные задачи для того, чтобы «растормошить» систему и заставить ее работать лучше и качественнее.

Во-вторых, несмотря на первоочередную задачу, создание Росгвардии поможет погасить существующие конфликты между различными силовыми ведомствами, а они есть, хотя и не несут серьезного вреда всей системе силовых и правоохранительных органов в целом. Один из самых известных таких конфликтов — конфликт между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой. В условиях, когда обновится кадровый состав правоохранительных ведомств, сами ведомства потеряют часть полномочий, а принцип взаимодействия между силовыми и правоохранительными ведомствами изменятся, конфликты могут оказаться исчерпанными сами по себе.

В-третьих, создание Росгвардии — это решение проблемы Чечни и Кадырова. В отличие от некоторых экспертов, лично я не вижу в Кадырове какую-либо угрозу территориальной целостности Российской Федерации. Кадыров, несмотря на ряд своих эпатажных поступков, встроен в государственную систему и публично не раз заявлял о своей преданности как России, так и Владимиру Путину. И надо понимать, что для чеченца Кадырова эти заявления — больше чем просто слова, это декларируемые намерения, которым он не изменит, т.к. понятия «честь» и «слово» для кавказских народов больше чем просто слова. Чеченцы ценят также помощь в восстановление разрушенной республики, оказанную Москвой.

Но все руководители регионов когда-либо уходят либо в отставку, либо на другую должность. Уйдет и Кадыров, пусть даже и через 5-10 лет. Кто окажется его преемником, и какую политику в отношениях с федеральным центром он будет выстраивать, пока неизвестно. И в этой ситуации Росгвардия, в подчинении которой будут находиться внутренние войска Чечни и других кавказских республик, станет своеобразным «страховым полисом», который поможет избежать повторения событий чеченских войн. Страховкой, которая вряд ли понадобится даже в самом неблагоприятном варианте, но которую лучше иметь.

В этом плане совершенно неудивительна информация о переходе в Росгвардию полпреда президента на Кавказе Сергея Меликова. Логично видеть среди руководителей подобной структуры человека, хорошо знающего проблемы Кавказа и проработавшего там много лет. Нельзя не отметить, что полпредства сами по себе за последние годы утратили множество функций и полномочий, уступив их Управлению внутренней политики Администрации президента и другим структурам, и из проводников и координаторов политики Кремля в регионах превратились орган, больше занимающийся мониторингом политических процессов, чем непосредственно их организаций. И тот факт, что Меликова переводят из полпредства в более значимую и работоспособную структуру говорит о том, что он на хорошем счету у Москвы, а его управленческие качества не вызывают вопросов. Также очевидно, что под контролем Меликова будет очень широкий спектр вопросов, касающихся государственной безопасности и его влияние на Кавказе существенно вырастет.