10.09.2014

Сергей Титов: Bombardier рискует, что ее место может занять другая компания

Сотрудничество России и Канады в сфере авиастроения отложилось: решение по совместному проекту госкорпорации «Ростех» и канадской авиастроительной компании Bombardier по производству турбовинтовых самолетов Q-400 NG в Ульяновске ожидается не ранее 2015 года.

Напомним, что меморандум о намерениях по строительству в 2014 году завода в Ульяновске для производства самолетов Q400 вместимостью 70-78 кресел был подписан в 2013 году, планировались инвестиции в объеме $100 млн. Но ввиду санкций против России, которые активно поддерживаются Канадой, сотрудничество приостановлено. Будет ли оно восстановлено даже при удачном разрешении конфликта на Украине — большой вопрос. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует собственный корреспондент «Коммерсанта» в Ульяновской области, специализирующийся на авиационной тематике, Сергей Титов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Я считаю, что Ульяновской области все равно, будет это производство Q400 или какого-то другого регионального самолета — главное, чтобы оно было на территории ПОЭЗ «Ульяновск-Восточный» и тем самым не только поспособствовало развитию аэропортовой особой экономической зоны, не только в будущем принесло налоги в региональную казну, но принесло новые технологии, содействуя развитию уровня компетенций авиакластера. 


И чем скорее это произойдет, тем лучше, поскольку начало работы крупного и известного резидента станет сигналом для других резидентов, пока выжидающих, но понимающих, что кто первый встал, того и тапки. А то, что происходит с Bombardier, укладывается в русскую пословицу «и хочется, и колется, и мамка не велит».


Компании выгодно реализовать проект сборочного производства на территории ПОЭЗ. И, насколько понимаю, пока санкции никак напрямую проекта и этой стороны деятельности «Ростеха» никак не касаются. Но в Bombardier опасаются, что рано или поздно США могут потребовать и такого рода санкций, которые продлятся неизвестно, сколько. И тогда получится, что капиталы, вложенные сегодня в проект, могут вообще пропасть. Фактически еще в марте Bombardier продемонстрировали зависимость свою от правительства Канады и его зависимость от США. Но свято место пусто не бывает. И Bombardier рискует, что ее место может занять другая компания, например, концерн Airbus с проектом ATR 72. Тем более что Европа все же, хоть и не очень уверенно старается не демонстрировать свою зависимость от США, и Bombardier, старающаяся и Богу угодить, и фиников поесть, может сама остаться ни с чем.