14.08.2020

Сергей Станкевич: Союзное государство именно сейчас должно мощно выстрелить

Договоры надо исполнять. Этот древнеримский принцип (pacta sunt servanda) ныне становится особенно актуальным в российско-белорусских отношениях. В 1999 году законными представителями Белоруссии и России был подписан Договор о создании Союзного государства (ДСГ). Работа над ним шла три года. В 2000 году Договор, ратифицированный парламентами обеих стран, вступил в законную силу.

Не все положения ДСГ с тех пор заработали, жизнь пошла сложнее. В частности, так и не был утвержден Конституционный акт Союзного государства, не избирался его парламент. Все еще продолжаются дебаты о переходе двух стран на единую валюту. Но ДСГ жив, Союзное государство, никем не отмененное, тихо функционирует, хоть и далеко не в полном объеме.

Возможно, что теперь, в разгар острого политического кризиса в Белоруссии, Союзное государство, подобно знаменитому чеховскому ружью, должно мощно выстрелить. Для этого в ДСГ есть немало хранившихся до времени полезных инструментов.

Вчитаемся вместе.
Среди целей СГ: «обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников»; «неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина»; «формирование единой правовой системы демократического государства» и, разумеется, «обеспечение безопасности Союзного государства» (статья 2).

Важно при этом, что «осуществление демократических преобразований, реализация и защита основных прав и свобод граждан Союзного государства» отнесено с совместному ведению СГ и государств-участников (статья 18). К совместному!

Вспомним, кстати, что «граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства» (статья 14). Тут не скажешь «меня не касается».

Что конкретно можно сделать сейчас безотлагательно?

Почему бы, к примеру, срочно не собрать Высший Государственный совет (ВГС), который является руководящим органом нашего Союзного государства?

Очень авторитетный орган: в его состав входят два президента, главы правительств, а также руководители обеих палат обоих парламентов. Высший госсовет вполне мог бы выступить и примирителем гражданского конфликта в РБ, и организатором внутрибелорусского диалога – без дополнительного привлечения иностранных посредников.

А компромиссным решением могло бы стать твердое назначение досрочных президентских выборов на сентябрь следующего 2021 года. Разумеется, с амнистией для участников беспорядков, с обновлением ЦИКа и всего избирательного механизма. Кстати, для такого обновления и понадобится время.

Возможно, стоит подумать о создании Комиссии СГ по правам человека (статья 16) и о первых выборах в союзный Парламент (статья 40). И возобновить работу над Конституционным актом, который, после после утверждения на референдуме, определит «государственное устройство Союзного государства и его правовую систему».

Словом, работы – только слегка початый край. А времени на раскачку у нас снова и как всегда нет.

Пробуждение и активизация спящего пока что ресурса Союзного государства Белоруссии и России – это реальный путь вернуть ситуацию в Белоруссии в правовое русло, к мирному и устойчивому развитию.