29.12.2023

Наталья Локтева: надо формировать госзаказ на развлекательно-образовательный контент

Мы, взрослые, очень любим рассуждать о вреде интернета и телевидения, однако стоит признать, что одними лозунгами бороться с тем, что дети проводят время перед экранами, бесполезно. Для этого необходимо менять уклад не только общесоциальный, но и семейный. Давайте честно признаемся, что это в массовом плане практически невозможно. И дело тут вовсе не в том, что родители обленились, или школа что-то недорабатывает. Все в целом в порядке и с нашей семьей, и с нашей школой. Изменился сам человек, мы с вами и наши дети.

Времена, когда бабушки были сиделками, а родители в шесть часов вечера были дома, для жителей городов прошли. Родители заняты работой и заработком — и это хорошо, ведь никто не может упрекнуть наше общество в отсутствии трудолюбия. Мы все гордимся тем, что в стране есть рост и подъем экономики. А бабушки? Бабушки сегодня работают не до пенсионного звонка, а до того момента, пока позволяет здоровье. И это тоже хорошо, что современный российский человек может быть активным и востребованным долго. Об этом регулярно говорит наш президент.

Конечно, базовые функции родителей и школы никто не ставит под сомнение, напротив, их развитие всячески поощряется. Но школьная программа ушла далеко вперед, и соврать в этом мне не дадут родители, которые каждый вечер заняты проверкой домашних заданий.

Учителя, авторитет которых в обществе только сейчас восстанавливается до того требуемого и справедливого уровня, тоже не сидят без дела – по 35-40 детей в классе — уже обыденность. Ждать чуда и занимать позицию критика, надзирателя или всезнайки – путь в никуда, в отторжение. Давайте будет реалистами.
Наша с вами задача — оказать всю помощь и семье, и школе, и детям. Так мы – производители детского контента — должны выступить помощниками как для родителей, так и для учителей, и создавать продукты, которые не только будет ориентировать дошкольников и младших школьников на позитивные ролевые модели, но и помогать осваивать базовую учебную программу.

Сегодня у педагогов нет физической возможности буквально нянчиться с каждым ребенком, даже больше – сама школьная программа оставляет существенный блок для самостоятельного изучения.

Считаю важным формировать определенный государственный заказ на развлекательно-образовательный контент, причем разделенный не по возрасту, а соответствующий классу, в котором учится ребенок. И это не должны быть незамысловатые видеоуроки, которые, по сути, являются теми же школьными лекциями, только дополненными скупой анимацией. Пусть знания передаются через наиболее привлекательный для ребенка формат – будь это мультфильм, короткий ролик в интернете, спектакль или шоу.

Каждая сложная тема из школьных учебников должна иметь несколько вариантов воплощения, дабы родитель или педагог, ощутив такую потребность, знал, какое видео включить, или на какое представление сходить вместе со своим первоклассником, чтобы после просмотра получить не только эмоции, но и знания.
Безусловно, основная нагрузка ляжет на создателей контента, но, как доказали те же «Смешарики» или «Фиксики», российский креативный цех умеет создавать уникальный качественный продукт, который выглядит максимально привлекательно для детской аудитории и при этом прекрасно выполняет просветительские задачи.