20.03.2024

Артем Кирьянов: связь цифровизации и планирования крайне важны для роста экономики

В преддверии отчета Правительства в Государственной Думе комитет по экономической политике организовал встречу представителей шести профильных комитетов с министром экономического развития России Максимом Геннадьевичем Решетниковым.

В своем докладе министр отметил плодотворную работу с Госдумой в режиме постоянной подотчетности и диалога, а также обозначил задачи Минэкономразвития как ведомства-интегратора в свете Послания Президента Федеральному Собранию.

Созданная система контроля и целеполагания позволяет работать в рамках реализации национальных проектов, как продлеваемых, так и новых. В рамках бюджетного процесса будут внесены конкретные предложения по финансированию на уровне конкретных проектов. Большое внимание будет уделено региональному развитию – в том числе в разрезе индивидуальных программ развития, сбора и трансляции лучших региональных практик. Продолжится закрепление и донастройка риск-ориентированного подхода в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности – в том числе в целях обеспечения здоровой конкурентной среды, обеспечивающей ритмичное развитие добросовестного предпринимательства. В числе прочего Министр отметил важность распространения национального проекта «Производительность труда» на социальную сферу.

В своем выступлении я отметил значимость связи цифровизации и планирования (в том числе внутриотраслевого) для роста экономики. Позитивным примером такой работы является законопроект, недавно рекомендованный комитетом по экономической политике к рассмотрению, о снижении нагрузки на малый и средней бизнес по статистической отчетности. Предлагается отменить сбор у предпринимателей какой-либо отчетности, кроме сведений, входящих в состав административных данных, и тех, собирать которые обязывает законодательство;  собирать статистику на простой, понятной государственной информационной системе «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных». Это большой шаг в правильном направлении, однако, нельзя не поставить вопрос и о работе крупного бизнеса. Именно крупные производители промышленной продукции на сегодняшний день, в первую очередь, страдают от отсутствия в государстве единой системы сбора данных об их хозяйственной деятельности. Например, в отрасли производства строительных материалов можно констатировать факт наличия большого количества органов государственной власти, разного рода цифровых платформ и систем, в которые бизнесу требуется регулярно готовить и направлять информацию о своей деятельности. Со стороны федеральных органов исполнительной власти наблюдается пристальное внимание к производителям строительных материалов в связи с возможным необоснованным ростом цен на их продукцию. При этом, производители на регулярной основе сразу в несколько инстанций предоставляют данные о себестоимости своей продукции и ценах. Помимо совершенно неоправданной нагрузки на производителей в части сбора и предоставления запрашиваемой информации, результатом отсутствия единой системы сбора данных является получение органами государственной власти необъективной информации, не отражающей фактической динамики цен и причин возможного роста (из-за отсутствия универсального подхода и единой методики к сбору и обработке информации каждое министерство запрашивает разные данные и по-своему их интерпретирует).

Представляется, что в целях снижения нагрузки на бизнес информация должна направляться со стороны бизнеса в «одно окно» в формате сопоставимых данных (чтобывсе органы государственной власти владели информацией в едином формате по одному итому же показателю для его сопоставимости во времени, по горизонтали и по вертикали -при обмене данными между органами государственной власти), далее через этуинформационную систему перенаправляться (распределяться) в соответствующиеинформационные системы, цифровые платформы, органы государственной власти — потребители соответствующей информации. Также представляется, что органы государственной власти должны быть уполномочены запрашивать и получать необходимую для исполнения именно их полномочий информацию из единой информационной системы и не вправе запрашивать у бизнеса отдельно ту информацию, которая имеется в этой системе.

Отвечая на вопрос, может ли Минэкономразвития России стать инициатором создания единой системы сбора данных от хозяйствующих субъектов, как с целью снижения нагрузки на бизнес, так и с целью получения государственными органами объективной информации о функционировании той или иной отрасли промышленности, о динамике изменения цен на те или иные товары и причинах таких изменений, министр обозначил корректной точкой сбора информации Росстат.

Договорились о поддержке инициатив, связанных с развитием системы государственного статистического учета, создании системы оперативной коррекции процесса на базе внесенного законопроекта. Единый межотраслевой канал отчетности должен работать, и работать на уровне адекватной финансовой и технической обеспеченности.