13.02.2015

Андрей Шуклин: современной России не нужен «квасной» патриотизм с его «шапкозакидательством»

Как правило, под патриотизмом принято понимать любовь к родине, преданность отчизне, служение его интересам. Раз термин этот имеет греческую этимологию, то нелишним было бы напомнить, что греки свою родину любили по-настоящему: ради нее они организовывали войны и сами в них участвовали, не устранялись от ведения общественно-политических дел, а культурное доминирование было настолько сильным, что греческие язык, философию и даже пантеон богов заимствовали римские завоеватели. Если выражаться современным языком, то греки активно использовали свою «мягкую силу».

Поэтому говоря о современном российском патриотизме, в первую очередь стоит задуматься именно об идеологической составляющей. Идеология должна пониматься не только как политическая технология, носящая спорадический характер, но и как совокупность взглядов, объясняющих мироустройство. Именно стройная система смысложизненных ориентиров вкупе с такими интересами населения страны как безопасность, наличие материальных благ и социальных «лифтов» способна консолидировать граждан, пусть даже и с различными политическими взглядами. Все это заложит прочную основу для здорового патриотизма.

Идеология должна органично вырастать из недр общественной жизни, для чего жизненно необходимо внедрение принципа диалога. Власть и общество должны взаимодействовать друг с другом, налаживать коммуникацию, дабы не допустить их параллельного существования.  Помимо артикуляции интересов социума стоит задуматься и о патриотическом воспитании, а шире – политической социализации. В данном случае это по большей части прерогатива государства и региональных властей в плане обеспечения образовательных программ, поддержки патриотических клубов и движений, проведении тематических мероприятий, которые нередко приурочены лишь к определенным информационным поводам и имеют цель освоения средств бюджетов различного уровня.

В частности, на двадцатых Губернаторских чтениях, проводившихся в городе Тюмени, затронут вопрос общественной этики. Помимо правил экономического взаимодействия, обществу жизненно необходимы культурно-нравственные ориентиры. Этические нормы взаимоотношений между людьми складываются в семье, школе, институте, трудовых коллективах. К сожалению, работа в этом направлении в тюменском регионе не ведется. Не во всех образовательных учреждениях даются не только знания, но и аксиологические ценности, а похвастаться наличием корпоративной этики могут и вовсе единицы представителей тюменского бизнеса.

Без общественной морали, равно как и без правовых норм, ни одно общество не может существовать. Есть риск возникновения опасности, что  во власти и на общественном уровне будут складываться свои собственные субкультуры, существующие параллельно друг от друга. Это приведет к культурному разрыву, когда у госслужащих, бизнесменов и остальных граждан будут отличные друг от друга ценностные ориентиры и представления о жизни. Для предотвращения данной ситуации власть должна быть не только субъектом макросоциального управления, но и субъектом культурного пространства, пытаться его конфигурировать через традиции, цель и диалог. Конечным итогом этого станет патриотизм как отражение в общественном сознания чувства принадлежности к государству и его исторической миссии.

Современной России не нужен «квасной» патриотизм с его «шапкозакидательством». Необходимы вера в сильную Россию, уважение к своему языку, культуре, истории, дееспособное гражданское общество.  На сегодняшний день мы можем наблюдать, как формируются основы новой российской цивилизации, культура России на подъеме,  русский язык в мире становится все более и более востребованным. Молодое поколение не стесняется носить одежду с символикой России, а это верный показатель гордости за свою страну. Поэтому патриотический потенциал, равно как и цивилизационные перспективы России внушают уверенность.