31.10.2016

Глеб Кузнецов: как легко понимать и учить историю

Прочитал детям экспромтом лекцию, как легко понимать и учить историю. А заодно, я думаю, и литературу. И обществоведение всякое. Вроде поняли и считают, что я серьезно облегчил им жизнь.

Предмет история — это не непрерывная история страны/человечества/народа на самом деле. Предмет «История» — это совокупность сюжетов. Итак, единицей предмета «история» является «сюжет», который характеризуется, прежде всего, конфликтом. Нет сюжета — пустые и «непроходимые» средние века, есть сюжет — получается «Создание Священной Римской империи» (6-ой класс). Исторический конфликт, который проходят в школе, всегда один и тот же это конфликт «старого» и «нового». Модерна/прогресса и консерватизма. При этом «прогресс» не всегда «хороший», а «консерватизм» не всегда плох.

Действующее лицо предмета «история» — это народ. Народ либо строит государство, либо теряет его. Собственно, наличие «государства» и отличает исторические народы от неисторических. Вот вторая «ось» сюжетов – строительство/разрушения государства. Сюжет разворачивается на территории, хорошей оценки по истории не будет без знания географии.

Таким образом, для получения гарантированной пятерки совершенно не обязательно учить длинный нудный параграф. Надо ответить самому себе на несколько вопросов.
В чем конфликт данного сюжета, каковы его стороны, Какая сторона «топит» за «новое», какая — защищает старое. Данный конфликт привел к обретению/усилению/ослаблению/потере государства каким народом и на какой территории?

Разобрали несколько сюжетов — от проходимого в 8-ом классе «объединения Италии» до «распада Римской империи» из класса 5-го, ну и для наглядности — Толкиена и мир Варкрафта. Алгоритм работает. Появляется улыбка и понимание вместо тягостного недоумения. Думаю, не только в школе можно подходом в анализе событий пользоваться.