15.12.2018

Андрей Максимов: Хабаровский край остается главным транспортным узлом и экономическим центром российского Дальнего Востока

Президентом принято решение о переводе столицы Дальневосточного федерального округа во Владивосток. Соперничество между двумя крупнейшими городами Дальнего Востока было всегда. Считается, что долгое время Владивостоку мешал статус закрытого города и штаба Тихоокеанского флота. 

Правда, сосредоточие военных штабов не мешало Хабаровску. В свое время в середине 90-х там располагалось пять штабов различных военных и пограничных округов и армий. Все – благодаря удобному расположению в самом центре региона, в узле авиационных, железнодорожных и шоссейных трасс. С точки зрения управляемости регионом – Хабаровск идеален. Но с точки зрения возможной политической и экономической экспансии в самый перспективный – Тихоокеанский регион планеты, Хабаровск – это глубокий тыл. А Владивосток – передний край. Это было заметно давно, еще до проведения на острове Русский форума АТЭС. Иностранных консульств во Владивостоке в разы больше, чем в Хабаровске. Представлены не только тихоокеанские страны, но и Европа, Америка.

Некоторые полагают, что перевод столицы ДФО во Владивосток имеет сугубо тактическое значение, как результат избирательной кампании в Хабаровске, проигранной «партией власти» и перспектив проведения в Приморье избирательной кампании врио губернатора Олега Кожемяко. Вопрос крайне спорный. Во-первых, новый губернатор Хабаровского края Сергей Фургал – опытный и системный политик, депутат трех созывов Государственной думы. Непосредственно перед вторым туром губернаторских выборов Вячеслав Шпорт пригласил его в свою команду, как конструктивного и эффективного управленца. Уверен, что двери высоких кабинетов для Фургала открыты и сегодня. А для Олега Кожемяко сегодня гораздо важнее процесс наведения порядка в регионе, где каждый второй руководитель в ходе реализации полномочий оказывается под следствием. А из мэров столицы Приморья под следствие и в розыск попадают практически все. Необходимо показать и доказать, что он пришел, чтобы сделать экономику края эффективной, а не откатной. Нужно преодолеть кризис доверия к власти.

Поддержка жителей вряд ли сегодня зависит от эффектных жестов, вроде переноса столицы. Результат это решение даст еще не скоро. Да и не решаются такого рода серьезные вопросы за пару месяцев.

Уже после Форума АТЭС стало ясно, что Россия должна сохранить и усилить свое значение в Тихоокеанском регионе. В 2015-2017 годах на федеральном уровне уже рассматривался вопрос переноса столицы ДФО. Тем более, что в плане развития экономики и демографии для Хабаровска статус уже сделал всё возможное. Экономика Хабаровского края пошла в рост. А численность населения города в прошлом году уже превысила число жителей самого благополучного для Хабаровска 1990 года. Владивосток пока, несмотря на многомиллиардные вливания, продолжает терять жителей. По сравнению с советским временем, его население сократилось почти на 40 тысяч. А ведь с учетом его идеального экономико-географического положения для полного использования этого потенциала России здесь нужна агломерация минимум в 2,5-3,5 миллиона жителей.

Вот эту задачу на перспективу и должен решать перенос столицы, а значит и центра реализации всех дальневосточных программ.

В свою очередь, Сергей Фургал теперь будут освобожден от слишком плотной «опеки», которую имел его предшественник и которая не лучшим образом влияла на взаимодействие с муниципалитетами, особенно – столицей края. Хабаровский край все равно остается главным транспортным узлом и экономическим центром российского Дальнего Востока, центром авиастроения и судостроения, имеющим огромную границу с дружественным Китаем. Край набрал темп экономического развития. Теперь его необходимо конвертировать в новый уровень качества жизни, что не успел сделать Вячеслав Шпорт.