28.02.2019

Ярослав Игнатовский: инициатива севастопольских депутатов – это не забота о балансе полномочий ветвей власти

Законодательное собрание Севастополя обратилось в Государственную думу РФ с просьбой разработать федеральный закон об осуществлении парламентского контроля в субъектах РФ. Как отмечается, проект постановления подготовила группа сторонников Алексея Чалого в заксобрании города. Так, федеральных законодателей просят принять закон, регулирующий парламентский контроль исполнительной власти на местах и обязывающий чиновников реагировать на замечания депутатов. Инициативу «Национальному Эксперту» прокомментировал генеральный директор аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский.

Говоря о предложении депутатов Законодательного Собрания Севастополя нужно иметь в виду несколько аспектов. 

Первое. Российская политическая система — это система доминирования исполнительной власти. Баланс между ветвями власти, безусловно, нарушен. Это неоднократно отмечали многие политики федерального уровня, например, Валентина Матвиенко или Вячеслав Володин. Необходимо вносить изменения, которые расширят полномочия законодательных органов власти в системе парламентского контроля. Тем более, что и Госдума и региональные легислатуры не только законодательные органы власти, но и представительные о чем многие порой забывают. Повлияет ли это как-то на полномочия президента? Не думаю, по Конституции президент к исполнительной власти не относится, и едва ли парламентский контроль будет иметь к нему какое-то отношение.

Второе. Нужно понимать, почему эта инициатива родилась именно в Севастополе. В городе имеет место конфликт между нынешним губернатором Дмитрием Овсянниковым и депутатом Законодательного Собрания Алексеем Чалым, первым севастопольским губернатором. Городской парламент на стороне Чалого, что и породило фактическое противостояние исполнительной и законодательной власти на уровне региона. Скорее всего, инициатива севастопольских депутатов — не столько забота о балансе полномочий ветвей власти, сколько попытка склонить на свою сторону чашу весов в конфликте с губернатором. 
Третье. Закон о парламентском контроле в России уже существует. Но он регулирует контрольные функции Государственной думы, а не региональные парламенты. Принятие аналогичного закона на региональном уровне вполне в рамках полномочий легислатур в субъектах. Другое дело, что большинство из них этой возможностью не пользуется, так как не хочет вступать в конфликт с губернатором.