Виталий Обедин: ни к чему не обязывающая информация о взаимном интересе — единственный результат деловых поездок из Якутии в Южную Корею
Южная Корея и Якутия нашли точки соприкосновения: а рамках Российско-Корейского экономического форума «Инвестируйте в Дальний Восток!» глава Якутии Егор Борисов и губернатор провинции Кангвон Чой Мун Сун обсудили возможности сотрудничества в транспортной сфере. Иностранные партнеры рассчитывают организовать регулярные авиарейсы из аэропорта Янг-Янг в Якутск (этим летом, к примеру, уже работали авиарейсы из Бурятии в Южную Корею).
Якутия со своей стороны высказала пожелание заняться авиационными перевозками из регионов Дальнего Востока в Южную Корею. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует политолог, заместитель главного редактора «Якутск вечерний» Виталий Обедин.
Так повелось, что официальная «сводка» о результатах достигнутых по итогам подобных заграничных вояжей почти всегда звучит удивительно картонно и имеет мало общего с реальностью.
Этот случай не исключение.
«Южнокорейская сторона заинтересована в организации регулярных авиарейсов из аэропорта «Янг-Янг» в Якутск и Улан-Удэ, а Якутия рассчитывает занять нишу на рынке авиационных перевозок из регионов Дальнего Востока в Южную Корею, сообщает пресс-служба правительства республики».
А представим, что это можно перевести в практическую плоскость, и что тогда? Тогда заинтересованная сторона должна предпринимать шаги, а сторона «рассчитывающая занять нишу» — возможности. Насколько велик объем пассажиропотока из Кореи в Якутск, чтобы организовать регулярный рейс? Если учесть, что он не всегда на чартер наскребается – это просто слова вежливости.
А «расчеты» Якутии чего-то занять на рынке авиационных перевозок? Да прямо сейчас принадлежащая республике авиакомпания «Якутия» спасает 5 из своих 19 самолетов от изъятия «компанией-лизингодателем» (ВЭБ-лизинг) из-за просрочек по платежам. С чем занимать? Тут сохранить бы имеющиеся рейсы.
И вот эта – вежливая, ни к чему не обязывающая информация об взаимном интересе сторон друг к другу является единственным результатом 9 из 10 заграничных поездок официальных делегаций.
На мой – допускаю, что достаточно предвзятый взгляд – подобные обмены делегациями, когда «сегодня мы к вам, завтра вы – к нам» – давно носят характер визитов вежливости. Ну, вот напоминают обменивающиеся стороны друг другу время от времени (без острой нужды): «Живет, мол, такой Добчинский».
В условиях современного мира, с его относительными границами и расстояниями, преодолеваемыми в считанные минуты, не выходя из кабинета, благодаря электронным системам коммуникации это просто атавизм внешнеэкономических отношений. Их практический КПД едва ли составляет 5% от возможного, в то время как прагматичный, ориентированный подход позволяет за несколько часов работы достичь неизмеримо большего результата прямо из кабинета.
Целевой поиск потенциального иностранного партнера по умолчанию более перспективен, нежели поездка на официальные рауты, где ты может быть заинтересуешь кого-то, кто придет туда из вежливости, потому что был приглашен и неудобно отказаться…
На моей памяти было бесчисленное количество поездок официальных делегаций республики Якутия по всему свету. Только за последние пару лет куда только не ездили: в Японию, в Китай, в Корею, в Канаду, в Великобританию, в ОАЭ, в Исландию, в Монголию, снова в Корею… и почти везде однообразно-заученноснова и снова представляется «инвестиционный потенциал республики Саха (Якутия)», который должен заинтересовать все-всех-всех.
Этот инвестиционный потенциал моя Якутия активно, без перерыва и каникул, презентует где только может с 2006 г., когда на федеральном уровне проявили интерес к масштабному документу «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» (больше известен, как «Схема-2020»), куда собрали все сколько-нибудь значимые индустриальные проекты на территории региона. Часть из них была затеяна еще при советской власти…
Год за годом ездят и презентую, презентуют и ездят.
Практическая отдача от этих поездок никогда не анализировалась и не осмыслялась. А бурчание по поводу расходов на вояжи – воспринималось в штыки. Люди же не в отпуск, развлечься, а за инвестициями на благо республики ездят.
Но поставьте в те же условия – поиск инвестора, бизнес-партнера – конкретного менеджера, мотивированного бизнесмена, который не может позволить себе такой роскоши. Причем дело тут даже не в финансах, а во временном ресурсе: если проездить с презентациями весь год, то откуда прибыль?
Как будет действовать он?
Практически.
Он начнет с мониторинга, изучения рынка, спроса и предложения. Оценки ведущих игроков и менее привередливого «второго эшелона». Он наметит потенциальных партнеров, подготовит индивидуальные презентации, в которых акценты сделаны на предметы интересов именно этих партнеров и разошлет их по списку, который составил. Он получит обратный отклик, и, если его предложение стоит внимания, то еще и постоянное контактное лицо, с которым начнет прорабатывать возможность сотрудничества уже в деталях.
И только потом он возьмет пару специалистов, поедет и заключит сделку. Хотя скорее наоборот: к нему приедет делегация потенциального партнера, осмотрится на месте и пожмет руку.
Все это время наш условный герой не изображает из себя солнце, которое посылает свои лучи в пространство, в надежде, что хоть какие-то из них наткнутся на планету и будут там восприняты с радостью (вот они: живительные свет и тепло!). Он узко сфокусирован и в поиске. Работает с целью получить результат.
Ему важно не выйти на трибуну под камеры, чувствуя свою значимость «для мирового сообщества», чтобы потом важно рассказать об этом в СМИ, а выйти на конкретный продукт – подписанный контракт.
У нас же как с советских времен вырывались из кабинета в загранпоездку «по обмену опытом», радуясь больше возможности стряхнуть будничную рутину, так и ездят.
По одной и той же схеме: обмены усыпляющими докладами, наборы слайдов, обмен вежливыми аплодисментами, церемониальные «деловые завтраки и обеды» и прощание. Ах да, еще обязательные меморандумы и протоколы намерений (пафосно подписанные соглашения о сотрудничестве), которые на 99% состоят из взаимных обещаний не забывать друг друга и конечно «укреплять сотрудничество».
Если бы на каждую иностранную поездку официальных делегаций приходилось создание хотя бы одного реально работающего СП (совместного предприятия), я бы скромно молчал. Но ведь такого нет и близко.
Кто-то в самом деле считает, что инвестор, которому могло бы быть интересно освоение какого-то среднего месторождения в дальнем регионе огромной России окажется на официальном приеме делегации Sakha (Yakutia) Republic, скажем, губернатором Чой Мун Сунем?…
Можно понять обмены делегациями на уровне государств, когда могут быть решены глобальные вопросы – вроде таможенного регулирования, экспортных пошлин и т.д. но все эти официальные выезды «людей посмотреть себя показать»? При этом, если задуматься, что может рекламировать от своего имени региональный чиновник, кроме возможности создания благоприятных условий?
У меня есть сильное подозрение: если бы объем финансовых средств, ушедший на перелеты и командировочные расходы делегаций за это время был бы инвестирован в какое-то одно производство, практический эффект был бы гораздо выше.
Ну а так… съездить в Корею и напомнить, что «живет вот такой Добчинский» — есть в составе РФ такой регион, как Sakha (Yakutia) Republic? Может быть, тоже вариант.
Хотя те корейцы, что заинтересованы работать с регионом, о нем и так знают. У LG в центре Якутска большое и красивое офисное здание, построенное, надо сказать, при активном участии местных властей. Только следует помнить, что прежде чем потребность в нем и оно само появилось (в 2010 г.) корейцы и их российские дистрибьюторы 15 лет, как окучивали местный рынок бытовой техники корейцы, начав так с 1995-го.
Причем, как-то не дожидаясь, пока к ним важные делегации из официальных лиц приедут.