16.07.2014

Вадим Хлебников: очередной мегапроект в Калининграде воспринимается с иронией

Калининградская игровая зона «Янтарная», расширенная за счет присоединения шести участков в Зеленоградском районе, как сообщает «Российская Газета», находится на пороге строительного бума.

По словам губернатора Калининградской области Николая Цуканова, развитие туристической зоны позволит Калининграду конкурировать с другими видными курортами. «Хотелось бы, чтобы проекты были неповторимы и представляли бы Калининград как жемчужину новой, современной России», — пояснил Николай Цуканов.

Отмечается, что к началу строительства игровой зоны будет запущен обновленный аэропорт, способный перевозить до 5 миллионов пассажиров в год, введен режим 72-часового безвизового пребывания в регионе иностранных граждан, останавливающихся в аэропорту Храброво, а также для иностранных прогулочных судов. Соответствующие законы уже приняты Госдумой.
Инфраструктурные затраты по развитию «нового города» включены в госпрограмму социально-экономического развития Калининградской области до 2020 года. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует шеф-редактор калининградского делового портала RUGRAD.EU Вадим Хлебников.

vadim hlebnikov

Возложение областными чиновниками колоссальных надежд на очередной мегапроект у нас принято воспринимать с иронией. На то есть масса оснований.
Из последних: решение о заморозке строительства Балтийской АЭС и заявление министра транспорта Максима Соколова об отказе от строительства в Калининградской области глубоководного порта. Второй кейс наиболее показателен. Транспортное направление, как и туризм, является одной из потенциальных точек роста в регионе, а если быть точнее, то выживания после окончания действия переходного периода по закону об Особой экономической зоне в Калининградской области в 2016 году. И на этом фоне министр транспорта заявляет, что в области нецелесообразно создавать ключевой элемент транспортной инфраструктуры — глубоководный порт. Без него перспективы развития транспортного комплекса в Калининградской области более, чем туманны.


Похожая ситуация и с туризмом. Калининградский рынок (число жителей — 1 млн человек) чрезвычайно мал для создания рентабельных проектов в этом направлении, рассчитанных на внутренний спрос. Насколько сильно захотят инвестировать в подобные проекты иностранцы — вопрос не более простой, чем, кто из иностранных граждан так называемого дальнего зарубежья (наиболее платежеспособный контингент) захочет ехать в Россию отдыхать на фоне украинского кризиса. К слову, число наших соседей — поляков, негативно относящихся к России, по данным Pew Research Center, за последний год выросло с 54 до 81%. По Литве замеры не проводились, но есть основания полагать, что тенденция там сопоставима с польской. При этом ситуация, в которой оказалась Россия, скорее всего, будет долгосрочной. Причем инвестировать в калининградскую зону предлагается сейчас, а не через 10 лет.


Интерес российского туриста к проекту также может оказаться более, чем скромный. Во-первых, на калининградских курортах холодное море, а россияне, как известно, любят море теплое.
Во-вторых, в Калининграде планируется не единственный проект игорной зоны в России. На сегодняшний день их три. В перспективе появление еще двух — в прибрежных Сочи и Крыму.
Стоит ли говорить, что если соответствующее решение будет принято, Калининграду от гипотетического пирога российских туристов, стремящихся отдохнуть в игорной зоне, достанутся лишь крохи.


Отдельно стоит оговориться, что калининградские власти вели работу по переносу игорной зоны в атмосфере строжайшей секретности, что не дает возможности оценить инвестиционные перспективы проектов. По моим данным, себестоимость строительства недвижимости в игорной зоне, заставит отказаться от участия в проекте многих потенциальных инвесторов. В 2006 году в калининградской особой экономической зоне была зарегистрирована компания с целью заняться производством игровых автоматов для калининградской игорной зоны и других российских зон. В прошлом году завод в Калининграде был выставлен на продажу и, по моей информации, не продан до сих пор. Этот эпизод, наверное, как никакой другой демонстрирует интерес бизнеса к калининградской игорной зоне.