23.10.2013

Вадим Дробиз: антиалкогольные меры нужны были ульяновским властям для отчетности

Ульяновская область готова отказаться от драконовских мер по ограничению продажи алкоголя в регионе. По информации местных СМИ, причины такой ситуации банальны – нехватка денег в областном бюджете. Министерство экономики региона столкнулось с практически неразрешимой финансовой задачей: как в условиях стагнирующей экономики и падения налоговых поступлений выполнить майские указы президента Владимира Путина об улучшении благосостояния работников бюджетной сферы. Напомним, Ульяновская область была одной из первых в стране, которая добровольно и жестко ввела серьезные меры, направленные на недопущение спаивания населения. Ситуацию комментирует руководитель «Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя» Вадим Дробиз.

вадим-дробиз

У государства не было интереса к алкогольному рынку ровно до октября 2001 года, то есть до кризиса. Владимир Путин приходит к власти, когда нефть стоит 7 рублей, газ также дешев. Начинается отъем алкогольных заводов в пользу государства и так далее. Потом цены на нефть стали расти и на алкогольный рынок плюнули. В следующий раз к нему обратились в 2008 году, когда цена на нефть упала примерно в 4 раза.

Надо усилить позиции государства и прогосударственных олигархов, появляется проект антиалкогольной кампании. На самом деле с 2001 по 2008 никаких изменений в объемах потребления алкоголя не произошло. Мы даже пьем не больше Европы, хотя там принципиально иные условия потребления.

Но именно в это время антиалкогольная кампания стала «крышей» ряда реформ. Во-первых, административной, когда стало в два раза меньше производителей, импортеров и дистрибьюторов. Произошло укрупнение рынка за счет выталкивания из него не угодных государству. В 2012 году затронули розничную торговлю: киоски перестали продавать алкоголь, из 330 тыс. магазинов, где можно было купить пиво и водку, осталось на сегодняшний день около 260 тыс. Будет и того меньше.

Во-вторых, была проведена фискальная реформа. После того, как государство отдало рынок нужным людям, оно вполне может позволить себе заработать. Акцизы выросли в три раза, но во столько же раз вырос уровень теневых продаж.
Последствия сплошь негативные. Бутылка водки в России стоит в 4-5 раз дороже, чем в странах Европа. Поэтому 65% потребления крепкого алкоголя приходится на подпольный нелегальный суррогатный продукт.

В-третьих, ввели запретительные меры. Государство не истратило на это ни копейки, а эффект бесконечный. Это изначально задумано именно для пиара чиновников и депутатов. СМИ только и писали об ограничениях продаж. Теперь, когда пропиарились все, кто только мог, все это можно прикрывать.
В Ульяновске пили и пьют также, как и везде в России. Но ульяновским властям надо было как-то отчитываться. Но с чисто психологической точки зрения запреты себя изжили: народ нельзя обманывать вечно. Люди наоборот начали делать запасы из-за невозможности купить алкоголь вечером и в выходные и, соответственно, больше пить.

Пиариться больше не надо, а из-за падения легального потребления государство получает меньше денег. Но беда в том, что даже отмена запретов уже не поможет. Региональная политика накладывается на федеральную и получается, что нынешнюю сильно подорожавшую водку (в два раза с 2010года) люди все равно не смогут себе позволить. И буду продолжать пить суррогат.