06.04.2021

Сергей Станкевич: В наступление снова пойдут железнодорожные войска

Войскам дан приказ к наступлению. Наступать предстоит не на Запад (чего в России нынче хочет всякий патриот), а на Восток. И пока что в бой идут железнодорожные войска.

С 5 апреля дальневосточная группировка железнодорожных войск приступила к прокладке второй ветки Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Участок от станции Улак (он же Улаг) длиной 340 км до Февральска  позволит существенно нарастить пропускную способность легендарной магистрали.

Напомним, что БАМ — второй магистральный (наряду с еще царским Транссибом) железнодорожный выход России к Тихому океану. Соединяет Тайшет и Советскую гавань. Общая протяженность сейчас — 4300 километров. На многих участках линия однопутная.

Оба выхода — БАМ и Транссиб  — в последние годы работают на пределе пропускной способности, одновременно идет их модернизация, рассчитанная до 2024 года. Задача – увеличить грузопоток к морским портам в целом, а в особенности — транзитные контейнерные перевозки из Европы в Азию. В том числе для того, чтобы перехватить поток, идущий через Суэцкий канал, а также не допустить увода конкурентами грузопотока на маршруты южнее России.

Сейчас в связи с усугублением холодной войны и агрессивным стремлением США взять под контроль морские коммуникации вдоль Евразии обострилась конкуренция за потоки мировой торговли, и возрос спрос на безопасные маршруты. А что может быть безопаснее русской тайги?

До сих пор модернизация Восточного железнодорожного коридора России проводилась, прямо скажем, неспешно, с периодическими остановками. Теперь «времени на раскачку нет», поэтому в прорыв брошены железнодорожные войска. Думается, в сложившейся ситуации это шаг вполне оправданный. Численный состав железнодорожных войск можно бы даже  увеличить – дела-то по горло.

Во времена СССР в строительстве БАМа участвовало два армейских железнодорожных корпуса, располагавшихся в самых труднодоступных регионах Дальнего Востока (со штабами в Тынде и Чегдомыне).  Именно они с 1974 по 1989 год уложили около 1,5 тыс. км главного пути, что составило треть всей протяженности БАМа – самую трудную. На войска пришлось также 1227 мостов и вспомогательных сооружений. Это был хороший задел, который пришло время задействовать полностью. В основном советское наследие нужно просто модернизировать.
Срочность работ связана ещё и с тем, что наращивает добычу и экспорт якутский угольный кластер. Эльгинское месторождение  — одно из крупнейших в мире, с запасом 2,2 млрд т ценного коксующегося угля. В 2020 году «ЭльгаУголь» добыла 12 млн тонн угля и планирует нарастить добычу до 45 млн тонн уже к 2023 году. Всё это нужно вывозить через восточные морские порты.

Хочется верить, что строительство 340-километрового участка Улак — Февральск – только начало масштабного рывка в деле глубокой модернизации обеих наших восточных железных маристралей.

Словом, отступать некуда, позади Москва, а впереди – Тихий океан, где и предстоит победно закончить поход нашим доблестным железнодорожным войскам.