07.04.2021

Сергей Станкевич: Товарообмен между Европой и Азией неизбежно будет смещаться на север

Человечество еще как минимум сотню лет (а может и больше) не перестанет торговать. Перемещая товары на большие расстояния. От того, по чьим территориям пролегают главные торговые пути (самые выгодные и самые безопасные), зависят стратегические преимущества государств, конвертируемые в успешное развитие.

Похоже, мир сейчас на пороге очередного великого перераспределения геостратегических торговых потоков. Важнейший из них – путь из Европы в Азию (южную и восточную).
Пока безусловно и абсолютно доминирует южный маршрут, во многом связанный с Суэцким каналом. Этот путь в ситуации большого военного кризиса может быть быстро и надёжно перекрыт военно-морскими силами США с опорой на сеть региональных военных баз, протянувшуюся вдоль всего маршрута. Но есть и северная альтернатива.

Она более века манила многих, но казалась пугающей и экономически бессмысленной.
Сейчас ситуация меняется.

Глобальное потепление делает свое дело медленно, давая возможность приспособиться к многосторонним, далеко не во всем приятным последствиям. Но еще быстрее ледокольные суда России делают Северный морской путь реальной морской торговой магистралью.
Товарообмен между Европой и Азией неизбежно будет смещаться на север.
Вопрос только в том, как быстро.

Уже сейчас российские ледоколы тяговой мощностью до 60 МВт способны преодолевать ледяные торосы толщиной до 2,6 метров, в планах же – создание еще более мощных кораблей, которые смогут «бороздить просторы» Северного Ледовитого океана круглый год.

Посмотрим на впечатляющую динамику перевозок по Севморпути. В 2014 году перевозки составляли 4 млн тонн, в 2018 году – 20 млн тонн, через год – 30 млн тонн. В 2020 году они выросли до 31,5 млн тонн (замедление прироста ожидаемо связано с пандемией коронавируса). Уже к 2025 году запланирован рост северных перевозок до 80 млн тонн и до 120 млн тонн – к 2030 году. Северный ветер для нас попутный. Важно только парус не комкать и руль держать.