24.05.2021

Сергей Станкевич: Мы ускоряемся, но пока медленно и локально

По железным дорогам России между Москвой, Петербургом и Нижним Новгородом с 2010 года бегают скоростные электропоезда «Сапсан», разработанные и построенные германской корпорацией «Сименс» специально для России.

И вот, пришла в Россию пора не просто для «скоростных», а для высокоскоростных поездов. Которые к тому же будут не просто закупаться, а производиться на нашей земле. Да, мы до этого дожили.

Организатор прорывного проекта — ООО «Уральские локомотивы» — совместное предприятие частного российского АО Группа «Синара» и германского концерна «Сименс АГ». На заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма Свердловская области завершается создание новейшего промышленного комплекса. Здесь начинают производить высокоскоростные поезда «Сапсан-2».

Объём инвестиций в проект – около 12 млрд. рублей. Для ОАО РЖД заказано 42 состава. Первый «Сапсан-2» российского производства должен появиться уже в 2023-м году. А с 2025-го года должны начаться регулярные рейсы по направлению «Москва – Санкт-Петербург».

В дальнейшем предполагается запустить «сапсаны-2» в Казань, Нижний Новгород и обратно.

Впечатляет скорость движения поезда: свыше 400 км в час. То есть путь от Москвы до Петербурга займёт 2 часа 15 минут. Нам обещают не повышать стоимость билетов: за эконом-класс будут брать прежние 3500 рублей.

Всё это радует патриотическое сердце, но разум всё же тревожат вопросы.
Завод такой у нас будет первый и одинокий. Высокоскоростная линия от Москвы до Петербурга долго будет единственной. А потом она, как обещают, дойдёт до Казани и Урала. Между тем, ВСМ давно привычны в Европе и Азии.

Лидирует в мире по протяжённости таких дорог, естественно, Китай.
По состоянию на конец 2020 года общая протяженность китайских ВСМ составила 38 тысяч километров! Только вдумайтесь и прочувствуйте эту цифру. Причём сеть ВСМ почти удвоилась всего за пять последних лет с 2015 года (было 19,8 тыс. км).
Одна только ВСМ Пекин – Шанхай с момента открытия в 2011 году перевезла в общей сложности 1,03 млрд пассажиров. В среднем по 350 тыс. пассажиров ежедневно.

Понятно, что у нас нет таких пассажиропотоков. Надо всё планировать и строить с учётом наших реалий и потребностей. Но почему всё так мучительно медленно? Почему мы бесконечно обсуждаем и постоянно меняем наши скромные дорожные планы — по 15 лет и более?

Будем надеяться, что недавно утверждённая президентом Владимиром Путиным ВСМ Москва – Казань и дальше на Екатеринбург не увязнет в очередной раз в мистических «согласованиях» и станет для России переломным проектом.
И сама ВСМ перестанет быть для России диковиной, а превратится в привычную сеть – как это уже состоялось на западе и на востоке от наших рубежей.