19.06.2014

Сергей Смирнов: создание агломераций упирается в противодействие местных властей

Россия активно рассматривает возможности перехода к агломерацям. С 1 мая Минрегион России проводит оценку 17 заявок от субъектов РФ, которые хотят создать агломерацию. Среди возможных «пилотных» площадок называют Тульскую область и уже почти сформировавшуюся Махачкалинско-каспийскую агломерацию.

Отмечается, что появляющиеся в процессе субурбанизации агломерации не предусматривают слияния нескольких поселений в одно, их физическое изменение. Объединение призвано совместно решать назревшие проблемы. Главную роль будет играть именно организация инфраструктуры, которая «сотрет» границы между крупным городом и окружающими его более мелкими поселениями.

Согласно российским методикам, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации , если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тыс. чел., а в пределах 1,5-часовой транспортной доступности от него расположено ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру (wiki-pedia). Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.

sergey smirnov politolog

Во второй половине нулевых годов активно обсуждалась идея о том, что основными центрами развития России будут 20 городских агломераций. Затем эта тема постепенно ушла из СМИ, но не из жизни. Многие российские агломерации де-факто уже существуют. Многие мои друзья и коллеги учатся или работают в Ростове, а живут в Таганроге, Азове, Батайске, Новочеркасске (это всё города, которые будут входить в будущую Ростовскую агломерации, кстати, четвертую по размерам в России). И наоборот. Дело только за тем, чтобы оформить эти городские агломерации де-юре. И тут зачастую всё упирается в противодействие местных властей. В случае моноцентрических агломераций города-«спутники» боятся, что их подомнет под себя, заберет весь бюджет город-«центр». В случае полицентрических агломераций (конубераций) спорят по поводу того, «кто главный». Поэтому для реализации этих проектов нужно не только время или объективные предпосылки, но и политическая воля региональных и федеральных властей.

А самим жителям будущих агломерацией важно получать медицинскую помощь, иметь возможность устроить детей в детский сад или в школу по фактическому месту жительства, иметь единый «внутриагломерационного» общественного транспорта.
Что касается предположений экономистов относительно непосильных для России трат на создание агломераций, то, во-первых, агломерация как раз помогает сокращать расходы. Например, при строительстве новых микрорайонов не тянуть инженерные коммуникации из «родного» города, а подключить к более близкому «соседу» по агломерации. Или просто реализовывать совместные проекты для крупных городов и прилегающих районов (начиная от крупных торговых центров вроде ИКЕА, который у нас построен на свободных землях Аксайского района, а пользуются которым еще и жители Ростова и ближайших городов).
Чрезмерные, точнее, необоснованные расходы возникают в случаях, когда агломерацию пытаются создать искусственно. например, на основе Краснодара (вокруг него на расстоянии 60 км в пределах Краснодарского края нет других городов).