30.09.2014

Руслан Мухаметов: контролируемые безальтернативные выборы

Главной особенностью этих региональных выборов было то, что они отличались своей масштабностью: они проходили в 84 субъектах федерации из 85. Выборы губернаторов прошли в 30 субъектах, депутатов региональных парламентов – в 13, депутатов представительных органов административных центров регионов – в 19, мэров городов – в 3. Выборы разного уровня прошли на территориях, где проживает 75 млн. избирателей – более 72 % от их общей численности. Во всех 30 субъектах, где 14 сентября прошли выборы глав регионов, действующие губернаторы одержали победу уже в первом туре.

Уровень поддержки большинства глав регионов высок (60-90 %). С нашей точки зрения, это можно объяснить несколькими моментами. Во-первых, определенную роль оказал факт досрочных выборов. Нынешняя кампания по выборам губернаторов уникальна, прежде всего, тем, что только 11 из 30 выборов носят плановый характер. Большинство выборов были досрочными. Почему? Здесь есть две причины. Стратегическая причина состоит в том, чтобы развести по времени выборы губернаторов, срок полномочий которых истекает в 2016-2017 годах, с федеральной избирательной кампанией (в 2016 году должны состояться выборы в Госдуму, в 2018-м – выборы президента). Это позволит Кремлю сосредоточиться на проведении думских выборов 2016 года. У Кремля были и конъюнктурные причины: не дать оппозиции подготовиться к губернаторским выборам.

Перед региональными выборами прошла череда досрочных отставок и отрешений от должности непопулярных и имевших плохие шансы переизбраться на новый срок губернаторов. Например, О. Богомолов в Курганской области, М. Юревич в Челябинской области. Такое мы наблюдали в семи регионах. На их место были назначены новые лица, которые не имели высокого антирейтинга. На досрочную отставку ради переизбрания пошли 15 глав регионов. Они решили воспользоваться благоприятной внутриполитической ситуацией в стране, которая наблюдается с начала 2014 года, когда уровень общественной поддержки Владимира Путина очень высок, социальные настроения жителей страны на максимуме, а протестные настроения минимальны. Данная ситуация обусловлена успешным проведением Зимних Олимпийских Игр в Сочи и внешнеполитической повесткой дня (присоединением Крыма, событиями на юго-востоке Украины, введением западными странами финансово-экономических санкций против России). Все это вызвало патриотический подъем у населения и консолидацию подавляющей части российского общества вокруг действующей власти, вокруг Президента Владимира Путина.

Вторая причина столь высокого результата связана с демонстрацией поддержки со стороны Владимира Путина. Одной из форм проявления такой поддержки являлись регулярные встречи президента с теми главами регионов, где 14 сентября прошли выборы. Владимир Путин тем самым фактически делегировал им свою высокую общественную поддержку и рейтинг. Следующая причина – административный ресурс. У кандидата, который занимает губернаторский пост или исполняет обязанности главы региона, есть серьезный дополнительный «бонус»: он может ссылаться на свои достижения.

Наконец, значительные успехи можно объяснить также весьма низкой конкуренцией. Практически везде список участников выборов отвечал изначальным интересам администраций регионов. В абсолютном большинстве случаев были две формы избавления от реальной политической конкуренции на губернаторских выборах. Во-первых, ряд политиков, имеющих опыт участия в состязательных выборах, и известных общественных деятелей были отсеяны на стадии «муниципального фильтра» (Оксана Дмитриева в Петербурге, Иван Стариков в Новосибирской области, Александр Руцкой в Курской, Александр Черногоров в Ставропольском крае). Во-вторых, коалиционные договоренности. Они имели место в Приморском крае, Оренбургской, Кировской и Орловской областях. Суть таких договоренностей сводилась к следующему: парламентские оппозиционные партии отказывались от выдвижения потенциально сильных кандидатов в обмен на доступ к новым властным постам: их представителей включают в число кандидатов на должность члена Совета Федерации и гарантируют последующее назначение.

Таким образом, следствием всего вышеназванного стала фактическая безальтернативность выборов и их превращение в «референдум». Выборы по «референдумному» сценарию отличаются тем, что победитель таких выборов известен изначально.