24.03.2021

Роман Коломойцев: В разработке национальной плановой стратегии необходимо опираться на развитие горизонтальных проектов

Долгосрочное планирование – серьезная проблема, гораздо серьезнее, чем это кажется некоторым управленцам и чиновникам, особенно на местах, которые подменяют планирование политтехнологиями и формальной поверхностной отчетностью перед Центром от выборов до выборов. Ничуть не лучше такого подхода и работа в режиме оперативного регулирования. Почему так происходит? Да потому, что нет стратегического планирования развития страны на федеральном уровне. Отсутствие такой долгосрочной, целостной стратегии не заменяют национальные проекты до 2024 года, разработанные по трем направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост», утвержденные президентом России Указом от 7 мая 2018 года. Особенно если иметь в виду, что эти направления разделены искусственно, на самом деле – они, по существу, представляют собой содержательное, социально-экономическое и гуманитарное единство. Именно такой, целостный подход востребован сегодня, если мы действительно стремимся к эффективности управления, улучшению жизни населения и укреплению страны.

Считаю фундаментальным изъяном современной российской политико-экономической мысли – ее краткосрочность, обусловленную, в частности, интересами отдельных финансовых групп и лиц. К тому же, всерьез говорить о планировании без подкрепленного глубоким научно-экспертным анализом взгляда в будущее невозможно. Дальше временного отрезка в четыре-пять лет власть перспективы в полном объеме не видит как на макро-, так и на микроуровне, от малых сельских поселений до больших городов. Одним из главных принципов развития наших территорий должна стать скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров экономического роста.

Маховик интенсификации экономики на местах, внедрения инноваций нельзя запустить, если строить политику управления страной исключительно сверху, из Центра. В разработке национальной плановой стратегии необходимо опираться на развитие горизонтальных, межрегиональных проектов и связей с учетом особенностей и возможностей регионов, их потенциалов, включая действенные рычаги влияния на крупные промышленные и агропромышленные предприятия, кредитные и финансовые организации, находящиеся в собственности российских и зарубежных собственников и корпораций. Борьба с коррупцией и обязательная строгая отчетность за выполнение взятых обязательств, намеченных программ и планов – решающее звено в успешной реализации долгосрочных планов в каждом регионе. Иначе любые стратегии развития обернутся тем, что произошло с памятником Родина-мать в Волгограде: на его реставрацию к 75-летию Победы компанией ЗАО «Главзарубежстрой» по госзаказу было потрачено 750 млн. руб. и менее чем через год постамент знаменитого монумента дал трещины, а сам памятник покрылся пятнами.

По динамике промышленного производства, по объемам производства инновационной продукции в 2012 году Приволжский федеральный округ обещал к 2030 году выйти в лидеры среди федеральных округов. Пандемия и привычка властей к безопасному оперативному управлению нарушила многие намеченные в округе планы. Среди тех областей, где удается придерживаться намеченных показателей, несмотря на трудности с финансированием – стоит отметить высокотехнологичный сектор экономики в Нижегородской области; не без трудностей, но реализуется республиканская программа сбалансированного экономического развития в Татарстане. Пермский край активно участвует в инновационном развитии, в освоении наукоемких высокоэффективных промышленных технологий. Оренбуржье продолжает продвигать перспективные направления в медицине, сельском хозяйстве, электротехнической промышленности.

В Республике Чувашия продолжаются системные социально-экономические и инновационные преобразования, сформирована необходимая нормативно-правовая база, разработана и внедряется модель системы инновационного развития, главным принципом которой является комплексность инновационного развития всех сфер жизнедеятельности Республики.