09.02.2021

Роман Коломойцев: Регионам нужна большая свобода маневра и самостоятельность в выборе приоритетов

Прежде необходимо отметить некоторые определяющие факторы нынешней ситуации: сужающиеся траектории развития, социальная фрагментация, снижение средств для существования большинства населения.

          Отсюда проистекают и наиболее острые темы для губернаторов в наступившем году на фоне бюджетного дефицита во многих регионах, продолжающейся пандемии, возросшей протестной активности и предстоящих выборов в Госдуме:  социальная поддержка населения, борьба с коррупцией, коммунальные проблемы в больших и малых городах, тесно связанные с экологической ситуацией.  Темы, конечно, не новые. Новое в том, что правительство, сознавая риски момента,  теперь намерено жестче требовать от местных властей исполнения своих обязательств. Тем более что Счетная палата в ближайшее время собирается  проанализировать политику самого правительства в социальной сфере и определить, насколько эффективно реализуются меры поддержки населения, удалось ли компенсировать снижение доходов граждан и что «могло бы быть сделано, но не было реализовано».

          В сфере приоритетного внимания: анализ системы социальной поддержки, меры налоговой поддержки отраслям, в наибольшей степени пострадавшим от ковид-19, а также анализ антикризисных мер в сфере госзакупок. К тому же, заявлена проверка эффективности и результатов  господдержки для рынка ипотечного кредитования жилищного строительства. Заметим, доля выданных государственных ипотечных кредитов  в 2020 г. оценивается в 48%! Очевидно, предстоит отчитаться.

          Готов ли к этому губернаторский корпус? Тем более что многими уже совершенно забыт подписанный президентом еще в 2019 году Указ об оценке эффективности работы губернаторов и региональных органов исполнительной власти, где четко обозначены 15  критериев оценки этой работы. Среди них важнейшие  — производственные и демографические показатели, состояние дорог и окружающей среды, уровень реальной зарплаты, уровень бедности, естественный прирост населения, количество семей,  улучшивших жилищные условия, уровень доступности жилья, уровень образования. На тот момент эти  KPI совпадали с темами национальных проектов, в основу которых лег «майский указ» президента. 

фото: duma.gov.ru

          Пандемия, несомненно, внесла свои коррективы в направления деятельности региональных властей, заставив отвлечь от выполнения намеченных программ немалые ресурсы и силы на борьбу с вирусом.

          Однако наметившийся с появлением вакцины выход из пандемии заставляет по-новому взглянуть на тот президентский указ. Предполагаемые параметры отчетности, как мне кажется,  практически лишают региональных управленцев собственной инициативы, перекрывают веер управленческих возможностей, если они идут вразрез с продекларированными показателями, не учитывают разнообразие сложившейся региональной специфики.  Не говоря уж о том, что требование лояльности выглядит полной архаикой.

          Разумеется, акцент на социальной сфере понятен: социально-экономический кризис может стать мощным стимулом роста недовольства населения и дальнейшего снижения авторитета властей разных уровней, что неизбежно повлияет на стабильность в стране, особенно накануне выборов в ГД, которой предстоит стать одним из ключевых государственных институтов России в период   трансферта власти в 2024 году.

          Судя по всему, не все губернаторы оценили серьезность ситуации и ответственность за свои управленческие решения, продолжая создавать имитацию деятельности, выражающуюся в формальной отчетности. Но есть приметы того, что отделаться рапортами и популистскими заявлениями остается все меньше шансов.  И не только в глазах простых граждан. В частности, в Кремле недовольны тем, как выполняется Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года. Там одной из главных задач является  «создание условий для снижения уровня коррупции». И если кто-то из губернаторов надеется, что за недоработки в проведении антикоррупционных процессов в своем регионе предстоит отвечать  лишь специальным органам, эти надежды не имеют под собой реальных оснований. Ведь коррупция тесно связана с кадровой политикой. А этот вопрос является уязвимым местом  для многих губернских властей. В частности, мне уже приходилось писать в связи с этим о ситуации в Донском крае.

          Если говорить о болезненных  коммунальных проблемах в больших и малых городах, здесь, конечно, можно сослаться на изношенность еще советской коммунальной инфраструктуры. Так, например, в городе Каменск-Шахтинском Ростовской области случились две подряд крупные аварии, из-за которых сточные воды канализации попадают в реку Северский Донец. Или вот в  трансграничной реке Усманке – от Липецкой области до Воронежской – не осталось ничего живого. Анализы проб воды на выпуске  «Липецкоблводоканала» показали превышение концентрации вредных веществ в десятки раз,  и отравленная вода поступает в реку…  Но сегодня не получится оправдывать «изношенностью» халатное управление приватизированным, бывшим муниципальным имуществом. В частности, по сообщениям СМИ,  канализационная сеть в Каменск-Шахтинском последние 15 лет принадлежит частной компании. И за полтора десятка лет эта компания не делала даже малых попыток реконструировать или отремонтировать сеть! Значит, должен идти разговор об ответственности бизнеса.

          Не решена в тех же Дагестане, во Владимирской области мусорная проблема. Конкретных планов ее решения власти регионов пока не предлагают. Населенные пункты Дагестана,  включая столицу региона, Махачкалу, утопают в мусоре. По словам врио вице-губернатора Владимирской области Романа Годунина, в одном из 16 районов, Александровском, настоящая экологическая катастрофа, мусор вывозить или складировать некуда.  Между тем, частные мусорные операторы буквально ставят ультиматумы местным властям, требуя значительного повышения тарифов, что, опять же ляжет на плечи населения. Кажется, чего проще, выбирай нового оператора, но правительство в Махачкале этого сделать  не может: с 1 января 2019 года эти полномочия передали федеральным властям. То же самое происходит и во Владимирской области: частная компания закрыла доступ на мусорную свалку, поставив муниципалов в безвыходное положение. Выбрать новое место для складирования ТБО невозможно — нет полномочий.

фото: pxhere.com

          Отсюда следует вывод: нельзя  любые просчеты в региональной социально-экономической политике списывать лишь на местные власти, на губернаторов. Центру необходимо пересмотреть многие свои решения во взаимоотношениях с регионами. Вертикальные связи необходимо дополнить горизонтальным взаимодействием, что должно оптимизировать и сгладить объективные противоречия между властными  и управленческими институтами всех уровней. А также мобилизовать ресурсы бизнеса.

         Вопрос: есть ли на это время?

        Известные события минувшего месяца привели к поляризации внутриполитической жизни страны. Как отмечают некоторые эксперты, «ближайшие перспективы внутриполитического развития России остаются неясными, но возрастает риск ее погружения в «спираль взаимного насилия». Однако доминирование в России «силовой партии», согласно опросам, противоречит интересам большинства наших граждан. А вот что  касается социально-экономического кризиса — он либо станет важным аргументом в руках властей для перехода к какой-то иной, более оптимальной  модели развития и управления, либо фактором, стимулирующим рост протестов. В отличие от хабаровского, нынешние протесты не только носят куда более масштабный характер, но и имеют свой «тайминг» – они ориентированы на избирательную кампанию в Думу. 

 Усилению протестной активности может также способствовать выход из пандемии, если гражданское общество не получит от власти сигнал: в государстве есть место живой, не организованной верху  «политике»,  оппозиция будет услышана и получит парламентское представительство, что создаст альтернативу улице. И снимет отчасти лозунги о делегитимации власти и апелляции к колеблющейся части общества.

       Учитывая повсеместный запрос населения на социальную справедливость, на сокращение разрыва между богатыми и бедными, на расширение возможностей для самореализации молодежи, о чем много говорилось даже на мировом экономическом Форуме в Давосе, Центру просто необходимо продумать стратегию, направленную на смену парадигмы мотиваций у тех, кто сегодня идет во власть. Власть не должна рассматриваться, как инструмент для достижения личного финансового благополучия, что мы, к сожалению,  наблюдаем в России уже в течение длительного периода. А государство – как корпорация! Данная проблема требует отдельного и очень серьезного государственного подхода. В ином случае, и борьба с коррупцией, и все проекты развития страны, и обещания улучшить жизнь людей – останутся пустыми декларациями.

          Переходя к региональной конкретике, замечу, что на сегодняшний день по многим важнейшим направлениям, в том числе по качеству жизни, аутсайдерами являются республики Тыва, Карачаево-Черкесия, Алтай, Еврейская АО, Калмыкия, Ингушетия, Хакасия. В десятке отстающих также Марий Эл с Бурятией и Курганская область. В этих районах страны отмечается низкая потребительская активность, а также большая задолженность по кредитам. Люди плохо обеспечены основными фондами социальной сферы. В Республике Алтай еще в 2019 году уровень бедности был  — 24,2%, что почти вдвое превышает общероссийский уровень бедности (12,3%). Ингушетия демонстрирует крайне низкие показатели официальной занятости, что свидетельствует о высоком уровне теневой экономики.  

          О слабости позиции власти в одном из стратегических регионов России свидетельствует,  например, факт, что  врио губернатора Хабаровского края М. Дегтяреву не удается урегулировать ситуацию с развитием «бензинового кризиса». Это служит еще одним триггером недовольства местного населения, и так не расположенного к назначенцу Москвы. По сообщениям  СМИ, в Хабаровске начали продавать места в очереди на АЗС. Многокилометровые колонны автомашин стоят здесь с 18 января, часть из заправок закрылась (им нечего продавать), а где-то за канистру устраивались драки. Топливо в разы выросло в цене.

          Из позитивных моментов, надо отметить работу властей Оренбургской области по борьбе с коронавирусом, получивших благодарность от министра  здравоохранения России Михаила  Мурашко, выделившего Оренбуржье и губернатора Дениса Паслера  за хорошую организацию процесса вакцинации. В регионе четко действует система записи на вакцинацию на базе службы 122. Продолжается активное информирование население о возможности получить вакцину. Здесь открыты 63 пункта вакцинации, более 15 тысяч человек уже получили первый компонент прививки, более 2 тысяч — второй. В ближайшее время в область поступит еще 17,5 тысяч порций вакцины. В области прослеживается тенденция к снижению заболевших коронавирусом, закрываются ковидные госпитали, поликлиники постепенно возвращаются к штатной работе.          Нельзя не сказать несколько слов  о Ставрополье. Губернатор В. Владимиров  придерживается  в реализации планов развития края небезынтересной стратегии правительства, направленной на социально-экономическую модернизацию страны. 3 февраля в Москве он встретился с председателем комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, руководителем рабочей группы Совфеда по вопросам комплексного развития Кисловодска А. Артамоновым. На встрече обсуждалась проблематика Кавминвод. Край выдвинул свои предложения по дальнейшему включению в госпрограмму развития КМВ: совершенствование  дорожной системы и коммунальной инфраструктуры, а также обустройство курортных зон. В частности, говорилось о реализации программы развития СКФО. Между тем, в Кисловодске в рамках программы продолжается работа по ряду крупных инфраструктурных проектов, а в Пятигорске – ремонт гимназии. Что касается важного для Ставрополья  сельскохозяйственного сектора экономики, то здесь намечено  сохранить позиции в тройке лидеров страны по валовому сбору зерновых и зернобобовых культур. Причем регион поставляет зерно на экспорт более чем в сорок стран мира. Наряду с этим, у Ставрополья одни из лидирующих позиций в России по производству мяса птицы и его экспорту. За счет развития тепличных комплексов край «занимает 2-е место в России по производству овощей защищенного грунта». Ставрополье добилось включения в государственную кампанию по импортозамещению.  Несмотря на пандемию и санкции,  здесь неплохо обстоят дела с привлечением в  социально значимые проекты инвестиций, в том числе, иностранных. Очевидны новые подходы краевых властей к системному решению непростых экономических задач, что должно подготовить неплохую основу для постковидного рывка.

          Из анализа работы властей во многих регионах страны можно сделать однозначный вывод: ответственные управленцы на местах ожидают от правительства таких решений, которые сведут до минимума межведомственные перегородки, что является одной из  главных причин нескоординированности в реализации как региональных стратегий, так и национальных проектов.  

        Теоретически время еще есть.  Можно реально «оседлать волну» кризиса, которая подпитывается выплескивающимся повсеместно на улицы народным недовольством.  Нужно только отказаться от бюрократической заорганизованности, исходящей из Центра и  выражающейся в директивах и формальной отчетности. Регионам нужна большая свобода маневра, развитие горизонтальных связей и самостоятельность в выборе приоритетов с учетом общего курса движения страны.