17.09.2013

Роман Евстифеев: поборы в школах – это основа существования нынешней системы

Вот соображения очень рассерженного гражданина, которого я попросил записать свои мысли по поводу денег, незаконно взимаемых в учреждениях образования, в которых учатся наши дети.

Вот эти мысли, без редактуры и правки.

«Я, как многолетний участник поборов в детском саду и школе, так скажу — это не поборы, это основа существования нынешней системы. И я уверен, что все, включая знаменитый Рособрнадзор, все прекрасно знают и понимают. Но иногда огрызаются и выпускают пар, говоря о незаконности собирания денег с родителей на ремонты, окна и т.д. Ну и что? Дело ведь не в незаконности, а в том, как жить по закону!

А по закону никак. И виноватым оказывается родитель и его ребенок. На них сходится все — и закон, который нельзя исполнить, и попытки местной администрации свалить все проблемы на школу, и изворотливость руководства школы по материальному обеспечению учреждения. Все изворачиваются, и все это за счет кошелька родителей. Так кто виноват?

Да, собирать деньги с родителей и на них и вставлять пластиковые окна — незаконно. А что взамен?

Да, ремонтировать помещение, в котором целый день проводят дошколята — незаконно. А что взамен?

Я видел холодные классы со сквозняками и отваливающейся побелкой. И я видел соседние классы, теплые и уютные, в которые родители вложили свои деньги. Первые, в которых дети болеют друг за другом — вполне законны. Вторые, в которых детям комфортно и безопасно — незаконны и запрещены.

Это и есть закон?

Что же это за закон, который лучше бы нарушить, чтобы всем стало лучше? Что же это за закон, по которому всем только хуже?

Директора школ нарушают закон, потому что с них этого требуют муниципальные отделы образования. Требуют не впрямую, конечно, но закрывают глаза на нарушения, ради достижений в материальном состоянии школ. Одной рукой закрывают глаза, другой рукой требуют соблюдения закона и грозят пальчиком. Рособрнадзор тоже грозит пальчиком. Но и глаза у него тоже закрыты. Это всем выгодно, всем. Кроме наших кошельков.

В школе ведь даже и поговорить об этом не с кем.

Туда не зайдешь просто так — охрана! На которую тоже с нас деньги собирают! То есть мы ее и оплачиваем!

Есть ли выход? Наверняка есть. Но никто его не предлагает. Кроме гипотетического и нереального – «надо соблюдать закон». Ну, так соблюдайте! Мы уже согласны.

Но мы все заложники. Искать правды и закона — себе дороже, и хуже для детей. Денег-то и правда на ремонт нет. Можно отказаться, можно соблюдать закон и ничего не платить — ну и что? Кому хуже? А можно нарушать закон и делать ремонт за счет родителей. Вот и все.

Мы — заложники. Вы это поняли?

Мы можем только вежливо и тихо просить руководство школ и муниципалитетов выделять деньги школам. А они не будут ничего делать. Им и так хорошо, А если просить громко и резко, требовать — то нарушишь кучу других законов, в том числе и закон поведения заложника. Который гласит, что заложник не может действовать свободно, или так как он хочет, даже ради соблюдения правовых норм. Заложник должен действовать только в интересах тех, кто имеет над ним власть.

Так что отключите эту лабуду насчет законов. Никому она не нужна.

Дайте мне лучше, если уж я вкладываю деньги в школу, купить часть акций этой школы. Чем больше вложил — тем больше купил. Пусть контрольный пакет остается у муниципалитета, пусть. Но зато и мои деньги не пропадают. Мой ребенок ушел из школы, или закончил ее — я продаю свои акции, оцененные рынком. Или не продаю. Это мое дело. Но я, как акционер, буду хоть как-то влиять на то, что в школе творится. И я уже не заложник.

Кто может так сделать? Ау? Где вы, законодатели и правоохранители? Попрятались по своим лондонам да куршавелям. А мы тут, в заложниках».

Роман Евстифеев, Доктор политических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы