20.03.2014

Роман Бобылев: российских туристов ситуация в Крыму не пугает, а привлекает

Поддержка Крыму организуется в том числе и путем поддержания туристического потока из России. Так, в результате туристического форума «Крым. Первая весна» между Министерством культуры РФ и председателем Совета министров Автономной Республики Крым Сергеем Аксеновы было подписано соглашение о развитии туризма. Предложено три вида поддержки турпотока в Крым: стимулирующие программы для туроператоров, содействие компаниям, отправляющих своих сотрудников в отпуск в Крым и развитие детского туризма, обеспеченное финансированием. Инициативу проявляют и региональные власти: так, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский планирует отправлять работников бюджетных сфер на отдых именно в Крым, рассматривая даже возможность прямого авиасообщения. Для преодоления трудностей, связанных с доступом на полуостров, президент РФ Владимир Путин дал Министерству транспорта поручение построить два моста, автомобильный и железнодорожный, через Керченский пролив. Министерство туризма и курортов Крыма также сообщает, что ближайшие год-два туристические компании будут работать согласно старому украинскому законодательству. Ситуацию «Национальному Эксперту» проясняет  директор Коллегии адвокатов «Лига защиты прав туристов», эксперт Общественной палаты по туризму Роман Бобылев.

roman bobilev

 

Прежде всего, Крым — это перспективное туристическое направление. Особенно с точки зрения пляжного отдыха, лечебно-оздоровительного. Нельзя сказать, что оно находится в разрушенном состоянии, последние года предпринимались усилия для поддержания всего этого в должном виде, пляжи находятся во вполне хорошем состоянии.

Надо понимать, что в Крыму порядка 500 пляжей, из них 350 бесплатны. Инфраструктура так или иначе есть, бренд Крым в представлении не нуждается, он раскручен. Даже система пионерских лагерей-артеков известна по всей стране и вызывает вполне конкретные ассоциации. Людям явно не приходится рассказывать, что это место связано с летним отдыхом. Поэтому я бы даже сказал, что Краснодарский край в этой ситуации может серьезно проиграть, уступить. Крым всегда был интересен, а ситуация, сложившаяся там сейчас, думаю, не только не отпугнет российских граждан, но и привлечет. Если в прошлом году Крым посетило порядка полутора миллионов российских туристов, то в этом году мы можем надеяться на большее. Никаких проблем не будет ни с организованным, ни со стихийным туризмом.

Проблема в другом: большое количество желающих попасть на полуостров могут столкнуться с его труднодоступностью. Власти Украины, скорее всего, займут позицию явно не самую дружескую. В связи с этим могут быть перекрыты некоторые пути, а также введен визовый режим. Излишняя бюрократизированность погранслужбы также внесет свои корректировки. Одно дело проехать с российским паспортом, другое — обязательно иметь заграничный. Чтобы попасть в Крым, понадобится пересечь две Украинские границы, на въезде и на выезде. А с точки зрения желания граждан отдохнуть в Крыму ничего не изменится, за это даже не стоит беспокоиться. Авиасообщение, даже увеличенное в разы, все равно не обеспечит доставку всего объема туристов.

С Керченским проливом ситуация также не самая простая: даже при активной работе паромной переправы требуется порядка 7 часов для того, чтобы переместиться с одного берега на другой. А иногда доходит и до суток. Потребуется в разы увеличить переправы, предоставить дополнительные суда. Но, как говорят специалисты, географическое положение и расположение причалов не позволяют это сделать. Так что основная проблема — реакция Украины.

Да, инфраструктура не самая хорошая, но она есть. Те, кто едут в Крым, не ожидают увидеть там высокого уровня обслуживания. Гостиницы и отели в среднем набирают 3 звезды, да и то с минусом. Отдых зарекомендовал себя еще и бюджетными ценами, если удастся их удержать — все будет в порядке. Хотя, в связи с тем, что в Крыму будет введена рублевая зона и денежная масса увеличится, как минимум, в два раза, цены могут вырасти. Появятся рубли, причем в большем количестве, чем было гривен, вот в чем опасность. Но, чтобы не отпугнуть туристов, компании будут вынуждены сдерживать цены.

Задача состоит в том, чтобы поддержать Крым, пока там простраивается лучшая инфраструктура: пока строятся мосты, гостиницы, больницы, иные объекты. А с точки зрения раскрутки и бренда у Крыма и так все есть.