Роман Бобылев: российских туристов ситуация в Крыму не пугает, а привлекает
Поддержка Крыму организуется в том числе и путем поддержания туристического потока из России. Так, в результате туристического форума «Крым. Первая весна» между Министерством культуры РФ и председателем Совета министров Автономной Республики Крым Сергеем Аксеновы было подписано соглашение о развитии туризма. Предложено три вида поддержки турпотока в Крым: стимулирующие программы для туроператоров, содействие компаниям, отправляющих своих сотрудников в отпуск в Крым и развитие детского туризма, обеспеченное финансированием. Инициативу проявляют и региональные власти: так, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский планирует отправлять работников бюджетных сфер на отдых именно в Крым, рассматривая даже возможность прямого авиасообщения. Для преодоления трудностей, связанных с доступом на полуостров, президент РФ Владимир Путин дал Министерству транспорта поручение построить два моста, автомобильный и железнодорожный, через Керченский пролив. Министерство туризма и курортов Крыма также сообщает, что ближайшие год-два туристические компании будут работать согласно старому украинскому законодательству. Ситуацию «Национальному Эксперту» проясняет директор Коллегии адвокатов «Лига защиты прав туристов», эксперт Общественной палаты по туризму Роман Бобылев.
Прежде всего, Крым — это перспективное туристическое направление. Особенно с точки зрения пляжного отдыха, лечебно-оздоровительного. Нельзя сказать, что оно находится в разрушенном состоянии, последние года предпринимались усилия для поддержания всего этого в должном виде, пляжи находятся во вполне хорошем состоянии.
Надо понимать, что в Крыму порядка 500 пляжей, из них 350 бесплатны. Инфраструктура так или иначе есть, бренд Крым в представлении не нуждается, он раскручен. Даже система пионерских лагерей-артеков известна по всей стране и вызывает вполне конкретные ассоциации. Людям явно не приходится рассказывать, что это место связано с летним отдыхом. Поэтому я бы даже сказал, что Краснодарский край в этой ситуации может серьезно проиграть, уступить. Крым всегда был интересен, а ситуация, сложившаяся там сейчас, думаю, не только не отпугнет российских граждан, но и привлечет. Если в прошлом году Крым посетило порядка полутора миллионов российских туристов, то в этом году мы можем надеяться на большее. Никаких проблем не будет ни с организованным, ни со стихийным туризмом.
Проблема в другом: большое количество желающих попасть на полуостров могут столкнуться с его труднодоступностью. Власти Украины, скорее всего, займут позицию явно не самую дружескую. В связи с этим могут быть перекрыты некоторые пути, а также введен визовый режим. Излишняя бюрократизированность погранслужбы также внесет свои корректировки. Одно дело проехать с российским паспортом, другое — обязательно иметь заграничный. Чтобы попасть в Крым, понадобится пересечь две Украинские границы, на въезде и на выезде. А с точки зрения желания граждан отдохнуть в Крыму ничего не изменится, за это даже не стоит беспокоиться. Авиасообщение, даже увеличенное в разы, все равно не обеспечит доставку всего объема туристов.
С Керченским проливом ситуация также не самая простая: даже при активной работе паромной переправы требуется порядка 7 часов для того, чтобы переместиться с одного берега на другой. А иногда доходит и до суток. Потребуется в разы увеличить переправы, предоставить дополнительные суда. Но, как говорят специалисты, географическое положение и расположение причалов не позволяют это сделать. Так что основная проблема — реакция Украины.
Да, инфраструктура не самая хорошая, но она есть. Те, кто едут в Крым, не ожидают увидеть там высокого уровня обслуживания. Гостиницы и отели в среднем набирают 3 звезды, да и то с минусом. Отдых зарекомендовал себя еще и бюджетными ценами, если удастся их удержать — все будет в порядке. Хотя, в связи с тем, что в Крыму будет введена рублевая зона и денежная масса увеличится, как минимум, в два раза, цены могут вырасти. Появятся рубли, причем в большем количестве, чем было гривен, вот в чем опасность. Но, чтобы не отпугнуть туристов, компании будут вынуждены сдерживать цены.
Задача состоит в том, чтобы поддержать Крым, пока там простраивается лучшая инфраструктура: пока строятся мосты, гостиницы, больницы, иные объекты. А с точки зрения раскрутки и бренда у Крыма и так все есть.