06.05.2016

Ольга Чернокоз: надо не укрупнять регионы, а дать им больше финансовой самостоятельности!

Недавно Совет Федерации предложил создать «экономические макрорегионы» в России. О том, что проект документа по «совершенствованию региональной политики» направлен в регионы, 29 апреля сообщила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Проект не предполагает юридического объединения и укрупнения субъектов Федерации и внесения соответствующих изменений в Конституцию.

Складывается впечатление, что в российском парламенте народным избранникам больше нечем заняться, и поэтому они генерируют законопроекты кто во что горазд, лишь бы попиариться и, что называется, быть на слуху. Вопрос о полезности законопроектов как-то отходит на второй план. Сегодня перекроим административную карту так, а завтра вот этак – и все при деле.

Собственно, укрупнение российских регионов в рамках федеральных округов в нашей стране произведено уже достаточно давно. В каждом федеральном округе действует аппарат полномочного представителя с немалым штатом высокооплачиваемых чиновников. По сути – создана структура, дублирующая функции губернаторов регионов. Более того, число федеральных округов с годами растет – все с той же благой целью: повысить управляемость регионов и укрепить вертикаль власти, улучшить качество жизни народа. Вот только большой вопрос – достигнута ли она?
Проблема в том, что когда подобные задачи ставятся и реализуются сверху, то оборачивается благие замыслы, как правило, разрастанием чиновничье-бюрократического аппарата.

Иное дело, если для выполнения этих задач делать ставку на самоуправление и инициативу снизу. По моему глубокому убеждению, чтобы преодолеть нынешний вялотекущий кризис управления в стране, регионам необходимо дать больше самостоятельности, и, самое главное, — полномочия органов местного самоуправления должны быть подкреплены финансово.
Налоговую систему в стране давно пора изменить таким образом, чтобы значительная часть налоговых поступлений оставалась в распоряжении региональных и муниципальных органов власти. Эти средств должно хватать на развитие экономики регионов, решение текущих социальных задач.

Сегодня же российские регионы страдают от сверхцентрализации: большая часть собранных налогов перечисляется в федеральный центр, который милостиво решает, какому региону, сколько и под какую программу выделить. При таком раскладе большая часть регионов остается дотационной, и лишь считанные единицы остаются донорами. Региональные и муниципальные власти сегодня слабо заинтересованы в развитии территории и повышении ее инвестиционной привлекательности – все равно большую часть средств забирает центр. Те страны, где сильные регионы имеют больше средств для своего развития – демонстрируют мощную и стабильную динамику развития. Классический пример — США и ФРГ.

Нужно менять законы, регулирующие местное самоуправление. К примеру, я хорошо знаю, как трудно тем же мэрам решать проблемы социально-экономического развития города. У них много интересных и нужных инициатив и предложений, но связаны руки, нет ресурсов. Важнейшее направление нашего политического развития – активизация общества, создание условий для того, чтобы люди активнее участвовали в решении проблем своего города и поселка. В этом случае текущие проблемы не будут накапливаться, и не придется их решать «в ручном режиме» сверху, и не надо будет в очередной раз кроить и перекраивать административную карту страны, тратить на это бюджетные средства.