25.07.2024

Общественный контроль: возможности для развития

В рамках трека «Сила общества» на форуме «Сообщество» в Калуге состоялась дискуссионная сессия «Общественные советы при РОИВ: проблемы и перспективы». Не первый раз участники этого и других аналогичных мероприятий обсуждают, как улучшить работу ОС при федеральных, региональных и муниципальных органах власти. Но форум-2024 по сути юбилейный: 21 июля 2014 года вступил в действие 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». За 10 лет сделано немало. Однако сегодня мы по-прежнему можем говорить как о перспективах развития института общественного контроля, так и о проблемах, связанных с его функционированием.

 

Традиционный форум «Сообщество» ежегодно проводит Общественная палата Российской Федерации. Его популярность объясняется интересным форматом и составом спикеровобщественников, экспертов, руководителей федеральных и региональных органов власти. Главная тема мероприятия, представляющего собой мобильную дискуссионную площадку, которая «кочует» по четырем федеральным округам, реализация проектов по развитию гражданского общества в регионах страны. Достаточно упомянуть, что за три дня на территории Калужского государственного университета прошло более 30 тематических мероприятий, посвященных в том числе различным аспектам работы общественных советов при органах государственной власти.

Особое внимание к данной теме заметно уже по тому, что неизменный модератор наиболее важных обсуждений на «Сообществе», заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб является руководителем Межкомиссионной рабочей группы по обеспечению взаимодействия с общественными советами при федеральных органах исполнительной власти РФ, а также автором текста 212-ФЗ и даже учебника для высшей школы «Общественный контроль».

В ходе дискуссии на форуме речь шла не только о перспективах развития общественных советов, ставших за последние годы важным звеном в деятельности многих министерств и ведомств, но и о проблемах, не позволяющих сделать общественный контроль еще более эффективным.

Как отметил заместитель секретаря ОП РФ Владислав Гриб, чиновники и сами члены ОС пока недостаточно разбираются в законодательстве, регулирующем деятельность общественных советов. Являясь автором законопроекта об основах общественного контроля, Владислав Валерьевич рассчитывал на его доработку в регионах с учетом специфики каждого из них, в том числе на обсуждение процедуры выборов членов ОС общественными палатами. Но этого в большинстве субъектов РФ не произошло.

Кроме того, не все общественные советы в полной мере используют прописанные в 212-ФЗ инструменты общественного контроля, в их числе – мониторинг, экспертиза, слушания, обсуждения и общественная проверка.

Об отсутствии правовой согласованности федерального и регионального законодательства высказался заместитель руководителя ФКУ «Аппарат Общественной палаты России» Владимир Балашов: «Нет единообразного подхода. Если федеральное законодательство четко регламентирует основы, требования и условия избрания ОС, то на региональном уровне – огромное разнообразие мнений, позиций. Нормативно-правовые акты в сфере общественного контроля приняты, но и здесь единый подход отсутствует».

Не менее значим и вопрос формирования общественных советов. «Кадровая проблема всегда будет актуальной – нужны компетентные люди с безукоризненной репутацией, опытом, знаниями, которые готовы без оплаты вести ответственную работу в Общественных советах, – убежден Владислав Гриб. – Самое главное, руководители региональных органов власти должны понимать (хотя пока и представителям федеральных ведомств приходится объяснять), что общественный совет – не их подразделение и не структура Общественной палаты. Да, мы проводим конкурс для кандидатов в составы ОС. Но по существу это – независимый субъект общественного контроля. Я даже против того, чтобы членам ОС выдавали удостоверения министерств или ведомств. Общественный контролер – не чиновник, не должностное лицо. Он независим».

Необходимыми условиями успешной работы общественных советов Владислав Гриб назвал открытость и публичность – принципы, которым в своей деятельности следует Общественная палата РФ. Он напомнил: несмотря на то, что ОС объединяют людей с разными мнениями, результаты их работы зависят от активности и профессионализма каждого конкретного человека.

В свою очередь, преподаватель Калужского филиала РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, член нескольких ОС Калужской области Сергей Верхоламочкин подчеркнул: «Бывает, люди приходят в общественный совет, путая его с лоббистской структурой или надзорным органом, в котором можно решать свои вопросы. С другой стороны, и представители органов власти не всегда понимают, зачем им нужны ОС. Здесь, мне кажется, Общественная палата РФ должна объяснять всем участникам процесса, что речь идет и о дополнительном интеллектуальном ресурсе, и о росте доверия к органу власти через деятельность ОС, направленную на улучшение жизни людей».

Член ОС при Рособрнадзоре, ректор Московского психолого-социального университета Андрей Панарин заявил о необходимости проводить ротацию в общественных советах, так как эта работа – «не пожизненное кресло, это не должность, не портфель, а действительно гражданская позиция, это призвание». Одновременно он указал на важность сохранения преемственности составов, что позволит новым членам ОС продолжать дело коллег, а не начинать с нуля.Также Андрей Панарин поделился позитивным опытом работы в Общественном совете Рособрнадзора и рассказал об эффективности проведения совместных заседаний с представителями общественных советов профильных ведомств – Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения. Крайне важным делом спикер назвал формирование вокруг общественных палат и советов экспертных пулов.

Однако наличие проблем не равно отсутствию достижений и возможностей для дальнейшего развития института общественных советов при органах исполнительной и законодательной власти.

Десятилетний опыт, накопленный общественными советами и палатами, позволяет переводить количество в качество, находить новые формулы работы в сфере общественного контроля, уверен зампред Общественного совета при Федеральной антимонопольной службе Валерий Бодренков: «В настоящее время в 89 регионах страны сформированы общественные советы при антимонопольных органах. Мы не можем вмешиваться в их деятельность, однако никто не мешает нам делиться опытом и мнениями. Четыре года подрядна базе Общественной палаты РФ проходят открытые конференции, кроме того, мы организуем публичные заседания ОС ФАС России. К участию в этих мероприятиях, очно или дистанционно, приглашаются представители всех региональных ОС. Обмен вопросами и ответами дает многое в понимании того, как развиваться дальше».

Кроме того, по мнению Валерия Бодренкова, важно сохранять баланс интересов государства, общества и личности. Данный принцип четко сформулирован в стандарте, регламентирующем деятельность общественных советов и общественных палат.

 

источник фото: www.oprf.ru