22.01.2014

Никита Масленников: инновационный рынок слаб, государство должно его поддержать

Правительство Самарской области отменило гранты на развитие инновационных технологий, 36,5 млн руб., предусмотренные программой поддержки инновационных проектов, могут быть вложены только в проекты компаний региона, получившие высокую оценку на федеральном уровне. При этом заместитель министра регионального экономразвития Дмитрий Горбунов отмечает, что научно-производственный потенциал региона достаточно высок, но отсутствуют бизнес-ангелы — инвесторы, готовые нести первоначальные риски. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует советник Института современного развития Никита Масленников.

малсенников

Думаю, решение региональных властей Самарской области имеет под собой глубокую и общеизвестную причину: плачевное состояние многих региональных бюджетов и малая свобода властей в своей расходной политике. Сейчас все пытаются исполнить приказы президента от 2012 и 2013 года, к примеру, поднять заработную плату работниками социального сектора. Это первоочередная задача, часто на остальное не хватает сил и средств.

Это общая проблема, по итогам года консолидированный дефицит региональных бюджетов увеличился вдвое и на данный момент составляет порядка 700 млрд. рублей.

И где-то регионы продолжают тратить на инновации, а где-то программы сворачиваются, так как нужно поджиматься и экономить во всем, что кажется не первоочередным. Конечно, региональные власти полагают, что инновации — это, прежде всего, дело бизнеса, а уже после — самих регионов. 

Часто региональные власти не используют те возможности стимулирования малого и среднего бизнеса, особенно инновационного, которые даются в соответствии с законодательством. Это тоже связано с напряженностью бюджетов. И поэтому то, что происходит в Самаре — частный случай. Сейчас есть общая для всех регионов проблема, когда межбюджетные отношения становятся все более и более хрупкими и на стороне регионов накапливается дефицит.

Да, сейчас регионам позволено выходить со своими предложениями на мировой финансовый рынок, подыскивать инвесторов, если то позволяет место в рейтинга инвестиционной привлекательности. Но все это сопряжено с большими рисками. И начинать нужно с перебалансировки межбюджетных отношений, сейчас все настолько централизовано, что более 70% доходов находятся в федеральном бюджете. А значит, что на свободные маневры не остается почти ничего. Парадоксально, но даже в рамках субсидий свободы почти нет, из-за целевого характера субсидий.

Российская венчурная компания отчиталась о создании рынка интонационных продуктов в стране. Но рынок неравномереный, я бы даже сказал, существует не везде. Да, он держится на плечах рисковых инвесторов, но, раз уж в стране все в таком зачаточном состоянии, неплохо было бы и государству включиться.

А сейчас главы регионов действуют не по злому умыслу или недомыслию, не надо делать из них недалеких людей, он просто кидают средства на более проблемные области.

То, что Самара будет вкладывать деньги в инновационные проекты, уже поддержанные федеральным центром, логично. Это попытка подстраховаться, никто не хочет тратить деньги впустую. Это проще, когда есть уже инвесторы в проекте, или же проект в ведении гос корпорации. И хорошо бы переложить расходы и ответственность на кого-то еще. Это типично для органов власти вообще.

Но многие венчурные фонды формируются на паритетной основе, когда часть средств вкладывается частными лицами, а часть — государствами. Не всегда хорошо пропускать вперед себя инвесторов, они не наполняют фонды до конца, денег не хватает. Да, действовать надо с оглядкой, но должны быть правила со финансирования, не позволяющие, так скажем, кивать друг на друга. Государство должно самостоятельно рассчитывать риски. Потихоньку ситуация должна разрешаться.