15.10.2014

Никита Масленников: действия Вадима Потомского по оптимизации расходов на управление абсолютно правильны и справедливы

Губернатор Вадим Потомский и правительство Орловской области представили проект регионального бюджета  на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Объем бюджета сокращается примерно на 8% в сравнении с прошлым годом. «Чтобы выполнить обязательства в 2015 году в полном объёме, возможно, будут предприниматься некоторые непопулярные меры. Те, с которыми, будут не согласны, прежде всего, органы власти на местах и муниципалитеты» — заявил Вадим Потомский, объяснив всю сложность ситуации в регионе и стране.

Сокращение решено провести за счет оптимизации расходов на содержание чиновничьего аппарата и перераспределения средств. При этом важнейшие направления, касающиеся, например, социальной жизни общества и инвестиционной деятельности, ущемлены в финансовом плане не будут. Ситуацию «Национальному Эксперту» комментирует советник Института современного развития Никита Масленников.

maslennikov

Надо понимать, что в ближайшую трехлетку регионам придется больше опираться на собственные силы. Мы наблюдаем существенный рост дефицитов регион бюджетов, а также рост долгов, причем не только по выпущенным региональным облигациям, но и долгов коммерческим банкам.

Региональным бюджетам стоит делать то, что делается на уровне федерации, а именно: попытаться повысить эффективность собственных расходов, рассмотреть возможности оптимизации, которые открываются при перераспределении средств со статьи на статью.
Федералы в результате подобных действий смогли перераспределить около триллиона рублей. Кроме того, нужно изыскать возможности для формирования антикризисного резерва. Так как нет никаких гарантий, что ситуация не будет ухудшаться в следующем году.

Если санкционные требования не будут смягчены, есть вероятность, что мы придем к серьезному спаду экономики. А ударит это, прежде всего, по дотационным регионам.
Еще совет: надо внимательно смотреть на начинания и финансовые инновации, которые могут быть вскоре введены. Это укрупнение трансфертов из федерального бюджета в региональные, которое позволит регионам более гибко управлять финансами. Сейчас регионы пока что связаны по рукам и ногам.
Думаю, Госдума примет поправки по этому поводу. Но регионы должны и сами лоббировать такие важные решения.

В Орловской области мы, собственно, видим следование федеральной модели. Последние годы была тенденция разбухания непроизводительных государственных трат на всех уровнях. Так что действия Вадима Потомского по оптимизации расходов на управление абсолютно правильны и справедливы. Удается именно распределить средства: нельзя, к примеру, пренебрегать социальными обязательствами. Конечно, региону надо продолжать выполнять указы президента, поддерживать на должном уровне динамику заработной платы в бюджетных секторах. Но и здесь есть оговорки: те же федеральные власти исходят из того, что индексация заработных плат не может превышать инфляцию, будет затормаживание, это неизбежно.

Обратимся к доходной части бюджета: здесь есть разные варианты с введением региональных сборов, но этим увлекаться нельзя, это давит на бизнес и в итоге только сокращает налоговые сборы. Это лишь временное латание дыр. Много лучше задуматься об эффективности работы средств. Стоит как раз заниматься развитием бизнеса, привлечением инвесторов. Можно выпускать облигации, но и тут мы упираемся в результативность работы с инвесторами, а также банками.

Важно не залезть в долговую ловушку и быть готовыми работать в долговом поле.
Плюс нельзя забывать про инвестиционную деятельность, так как инвестиции – «мотор» развития, причем как государственные, так и частные. Орловская область смогла оставить средства на такую работу.
Думаю, что до конца года Госдума должна принять закон о частно-государственном партнерстве, где будут расписаны форматы сотрудничества, взаимные обязательства. Тогда работа станет еще более эффективной.