31.10.2023

Москва — лидер в создании условий для здорового образа жизни

75% участников Мониторинга общественного мнения о пропаганде ЗОЖ и путях борьбы с алкоголизмом, наркоманией и иными девиационными явлениями (Москва, сентябрь-октябрь 2023 года, объем выборки 13202 человека) удовлетворительно или высоко оценивают уровень здоровья населения Москвы. В динамике, за последние четыре года восприятие уровня общественного здоровья, начиная с 2022 года, стало значительно более позитивным, чем в предыдущие годы, включая и относительно благополучный 2019 год.

По сравнению с 2022 годом улучшилась оценка возможностей для комфортного проведения свободного времени (81% отметили, что возможностей для этого в столице достаточно). Особенно востребованы объекты досуговой инфраструктуры, которые связаны с активным отдыхом и занятиями спортом.

У москвичей есть устойчивая потребность в расширении парковых зон (42%), на второе место вышла востребованность новых заведений общепита (кафе и рестораны) ‒ 30%. Несколько сократилась потребность в дополнительных бассейнах и спортивных клубах, вероятно, вследствие её частичной удовлетворенности (3–4 места в рейтинге востребованности).

Возросшая на 10 процентных пунктов по сравнению с прошлым годом доля ответов по позиции «Ничего дополнительно не нужно, всё есть» даёт основания полагать, что на протяжении последних пяти лет наблюдения потребность москвичей в спортивной инфраструктуре устойчиво и систематически удовлетворяется городскими властями.
Традиционно низким (на последнем месте в рейтинге) остаётся запрос на новые ночные клубы и бары, то есть, места проведения досуга, не способствующие реализации принципов здорового образа жизни.

Анализ данных востребованности тех или иных мер популяризации занятий спортом и ведения здорового образа жизни москвичами позволил выделить два блока тематически взаимосвязанных мероприятий, способствующих активизации досуговой спортивной деятельности.

Первый блок составили меры, по своему смыслу отвечающие потребности иметь доступные (бесплатные) спортивные сооружения в местах семейного отдыха и повседневного времяпрепровождения детей. Это ‒ развитие спортивной инфраструктуры парков и зон отдыха, развитие спортивной инфраструктуры на территории жилых зон и во дворах, повышение желания у детей к занятию спортом.

Второй блок составили меры, способствующие формированию по месту жительства спортивно-физкультурных сообществ локального уровня, направленных не только на удовлетворение потребности в физической активности, но и на общение единомышленников. Это ‒ создание в каждой школе своего спортивного клуба, который мог бы принять участие во всероссийских спортивных играх учащихся общеобразовательных учреждений, создание условий для широкого физкультурного движения на местах, создание любительских спортивных обществ и развитие системы спортивных клубов по месту жительства, которые способны выступить организатором спортивной активности жителей города Москвы. Важно отметить, что необходимость интенсифицировать сооружение спортивных объектов, предназначенных именно для такого вида досуга была особо подчёркнута в выступлении Президента В.В. Путина на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 19 октября 2023 г. в Перми.

Среди обстоятельств, мешающих активному отдыху и занятиям спортом на первом месте – нехватка свободного времени. На втором месте (но с большим отрывом) ‒ отсутствие компании по интересам (15%), далее следуют такие причины как недостаток денежных средств (12%) и элементарного желания (11%).

Анализ структуры источников информации о спортивных объектах «шаговой доступности» подтвердил остающуюся неизменной на протяжении последних нескольких лет востребованность в качестве источника информации сайтов Интернет и пабликов социальных сетей (55% и 48% соответственно). Наименьшим спросом пользуются радио, доски объявлений и телевидение (7%, 19% и 18%). Однако именно эти источники являются более привычными для москвичей старшей возрастной группы (50 лет и старше), что необходимо учитывать при информировании о спортивных мероприятиях, ориентированных конкретно на эту возрастную категорию.