17.01.2017

Михаил Нейжмаков: Федеральный центр постарается снять внутриэлитные противоречия в Севастополе до старта кампании по выборам губернатора

Федеральный центр с большой долей вероятности постарается снять внутриэлитные противоречия в Севастополе до старта кампании по выборам губернатора города для их проведения без эксцессов.

Жесткая конкуренция на выборах, на практике, наблюдается там, где есть острые внутриэлитные противоречия. Но в случае с Севастополем Центр, с большой вероятностью, будет настроен на спокойную кампанию в этом важном регионе. Чтобы все внутриэлитные противоречия были разрешены до, а не во время официальной предвыборной гонки.

При выполнении этой задачи другие факторы отойдут на второй план. Военнослужащие могут составить заметную часть проголосовавших на губернаторских выборах, особенно в условиях сниженной явки. Это очевидно. Но, собственно, все это имеет значение, если кампания будет конкурентной.
Вызвавшие обсуждение в Севастополе нормы законопроекта о выборах губернатора города не стали чем-то уникальным для России.

Кандидаты-самовыдвиженцы допущены к выборам губернаторов далеко не во всех регионах. Например, из 7 субъектов РФ, где прямые выборы проходили в сентябре 2016 года, соответствующая норма была в законодательстве только одной территории – Тульской области. При этом, как раз для оппозиционных политиков идти на выборы самовыдвиженцами довольно рискованно. Ведь таким кандидатам нужно собирать в свою поддержку подписи избирателей, а это затратно. Да и поводов для отказа в регистрации кандидата претензии к собранным подписям могут дать немало. Поэтому в существующих условиях самовыдвижение на губернаторских выборах это, довольно часто, запасной вариант для действующего главы региона. Вот и на недавних упомянутых выборах в Тульской области единственным зарегистрированным самовыдвиженцем был врио губернатора.

Другая обсуждаемая норма законопроекта, требующая от кандидатов заручиться поддержкой 10% муниципальных депутатов, также не стала прецедентом.

«Муниципальный фильтр» в Севастополе предложен достаточно жесткий – 10% от общего числа депутатов внутригородских муниципальных образований, собранных не менее чем в трех четвертых таких образований. Но, опять же, это отнюдь не единственный пример по России. Столь же жесткие рамки «фильтра», например, в Санкт-Петербурге или Новгородской области.

Нормы об отзыве губернатора, предусмотренной федеральным законодательством, делают эту процедуру очень сложной. Она, например, предполагает сбор в ее поддержку подписей не менее 25% избирателей региона. Чтобы провести такую кампанию нужны очень серьезные ресурсы, которые даже у парламентских партий вряд ли найдутся. Собственно, есть такой закон в регионе или нет, его применение на практике крайне маловероятно.