15.02.2019

Кирилл Шкилев: Власти Камчатского края активно развивают и вкладываются в свои традиционно сильные сферы

В декабре прошлого года председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о поощрении 40 регионов за наиболее высокие по итогам 2017 года темпы роста экономического потенциала (по оценке Минэкономразвития) на общую сумму 19,96 млрд рублей. По объему трансфертов лидирующие позиции в списке заняли Камчатский край (930,7 млн рублей), Белгородская (990,8 млн рублей), Сахалинская (882,9 млн рублей) и Ленинградская (842,8 млн рублей) области, город Москва (862,7 млн рублей). В число лидеров также ожидаемо вошли Санкт-Петербург, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило доклад, в котором рассмотрело особенности социально-экономического развития первых 5 регионов-лидеров по объемам государственных трансфертов. Так, по данным АПЭК, рост экономического потенциала Камчатского края и макрорегиона в целом реализуется во многом благодаря созданной в 2015 году территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка». ТОР «Камчатка» стала одной из первых территорий на Дальнем Востоке, на которые были распространены специальные условия для ведения предпринимательской деятельности (налоговые льготы, административные преференции). В дальнейшем, продемонстрировав эффективность, опыт создания территорий опережающего развития был внедрен и в других регионах России. Особенно активную позитивную динамику демонстрируют ключевые направления развития ТОР «Камчатка» - портово-логистическое, туристско-рекреационное, рыбная промышленность, добыча полезных ископаемых. О том, почему Камчатский край вошел в число лидеров, «Национальному Эксперту» рассказал политтехнолог, эксперт Института региональной экспертизы Кирилл Шкилев.

Распоряжение Дмитрия Медведева о распределении дополнительных мотивационных бюджетных трансферов для регионов — это очевидная иллюстрация принципа работы федеральной власти: «помогать нужно тем, у кого рубашка в поту». Если проанализировать первые позиции регионов, которым достанется больше всего бюджетных «подарков», то понятно, что в лидерах не самые нуждающиеся регионы. И Камчатка, и Белгородская область (первые две позиции в рейтинге) являются активно развивающимися регионами с достаточно крупными инвестиционными проектами. Важно, что инвестпроекты являются действующими, а не представляют собой некие «дорожные карты». Власти Камчатского края активно развивают и вкладываются в свои традиционно сильные сферы — туризм, рыбная промышленность, добычу полезных ископаемых. Крупный и средний бизнес активно вкладываются в инфраструктуру, не ограничиваясь стандартными «социальными проектами». Но и региональная власть Камчатки идет на встречу предпринимателям, вводя специальные условия для бизнеса, такие как налоговые льготы и административные преференции. И такой подход дает свои плоды — Камчатка показала рекордный рост в рейтинге состояния инвестиционного климата. Крупный бюджетный трансфер должен подстегнуть развитие региона, что скажется на росте инвестиций со стороны крупный экономических игроков.

В то же время, например, Оренбургская область не попало в число сорока регионов-«счастливчиков». При этом именно в 2017 году вновь изменилось соотношение распределения налоговых отчислений. Теперь регион отдает в федеральный центр 75% своих доходов. Логично было бы предполагать, что и поддержка из Москвы должна вырасти. Однако, как мы видим, трансфера из федерального бюджета в Оренбуржье в 2019 году не будет. Все это может быть связано с пассивным отношением региональной власти к развитию инвестиционной привлекательности. За последние годы не удается даже сохранить то, что было сделано ранее. Многие крупные инвестпроекты были свернуты, или остались только на бумаге. Добывающая и обрабатывающая промышленность переживает не самые лучшие времена, а коррупционные скандалы в сельскохозяйственной отрасли только могут отпугнуть потенциальных инвесторов. При этом в сентябре 2019 года пройдут выборы главы региона, и крупные федеральные вливания могли бы точечно помочь в решении застарелых проблем. Однако Москва посчитала иначе.