04.10.2016

Глеб Кузнецов: у нас пока няня в московской семье среднего класса получает втрое больше учителя в Брянске

Среди вымышленных цитат Бисмарка, которыми по хорошей традиции любят у нас обосновывать любую ерунду, особняком стоит фраза про то, что «Войну выиграл (вариант для интеллектуалов — битву при Садовой) школьный учитель».

Судьба фразы интересна — ее написал один профессор географ из Саксонии в газетном панегирике всему прусскому, в том числе и системе народного образования по поводу войны с Австрией. Профессора можно было понять — в едином немецком государстве комфортно было не всем осколкам допрусского мира. Кафедру свою этот дяденька по фамилии Пешель вроде как получил, молодец. На русский эту фразу переперли изрядно романтизировав после франко-прусской войны (поэтому в российском базовом варианте она начинается с «Францию победил…») в целях поддержать разночинское самомнение я полагаю.

Для меня эта фраза стала одним из двух абсолютно четких маркеров профанации любой дискуссии о системе образования. Как слышишь или читаешь: «Еще Бисмарк считал, что именно школьный учитель…», жди беды. Второй ярчайший знак, хуже Бисмарка — это дискуссия про «сферу обслуживания» vs «героическое служение»/ «отрасль производства нового человека» и прочая мутотень.

Откуда такая постановка вопроса берется примерно понятно: «гражданская служба» и «сфера обслуживания» основаны на одном и том же слове «service». Собственно civil service — это сфера предоставления услуг, где работодателем является государство. И от всех прочих services отличается не нечеловеческим героизмом занятых, а статусом работодателя. Услуга и служение – это, кстати, одно тоже не только в английском и всех латинских языках, но и в русском, судя по корню. Но как же удобно подменять реальные разговоры про здравоохранение и образование рассуждениями про то «сфера» ли это «услуг» или что-то другое.

В общем, делюсь рецептом «как распознать профанатора в сфере образования»: это человек, который ОБЯЗАТЕЛЬНО «процитирует» Бисмарка и скажет, что «образование — это не сфера услуг».
Учительство, преподавание — это работа. Ответственная. С людьми. Но работа. И если хочешь, чтобы учителя уважали — покажи, что она нужна и вознаграждается. С тех пор как финикийские купцы придумали деньги других способов показать значимость того или иного дела не появилось. Если государству нужен military service («предоставление военных услуг»)- офицеры получают хорошо, а в суворовские училища можно попасть только по блату. Когда государству понадобятся вдруг (хотя с чего бы это?) услуги в сфере здравоохранения и образования — абсолютно все узнают про это дело по платежной ведомости и начнут разными коррупционными способами устраиваться в ФАПы на Транссибе и сельские школы в Нечерноземье.

Пока же няня в московской семье среднего класса получает втрое больше учителя где-нибудь в Брянске, не имеет никакого значения, вернут ли в школу астрономию, как фамилия министра образования и можно ли говорить об «услугах» применительно к нему.