06.11.2018

Глеб Кузнецов: те, кто второй день проклинает Глацких, детей рожали, потому что государство их об этом «попросило»?

Меня — человека с большой практической экспертизой в сфере обзаведения детьми — внезапно заинтересовал вопрос. А правильно я понимаю, что те, кто второй день проклинает Глацких, детей рожали, потому что государство их об этом «попросило»? То есть дети их — не их, а «государственные». Как корова у кота Матроскина? 

Ну и в сторону. Подумал, что это отличный способ качественных социологических исследований. Вбрасывать цитаты на какие-то темы, приписывая их представителям неких социальных групп, и смотреть, как волны расходятся.

Понятно, что «Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спроси, что ты сделал для своей страны» (буквально, что сказала Глацких с поправкой на разные уровни образования автора цитаты и самой Глацких) выкупят сразу. Это «чиновнику из Мордовии» не припишешь.

А вот из той же речи, например. Как вам новость: «Права даются не щедротами государства, а Божьей дланью», — заявил на брифинге омбудсмен Забайкальского края» — это заголовок. И подзаголовок. «43-летний сын миллионера, сделавшего состояние на торговле алкоголем и микрокредитовании объяснил россиянам, почему не стоит рассчитывать на государство в деле защиты прав человека». Вот это была бы фокус-группа! И конец новости: «Не просите у Бога легкой жизни, проси, чтобы он сделал вас сильней» — в заключение добавил чиновник». Хотя последнее, конечно, уже перебор.

Ну а если серьезно. Принятое у нас сегодня почти религиозное отношение к государству, его патриархальное обожествление очень интересный социологический феномен, который нуждается в отдельном осмыслении и анализе. Оно и всемогуще с одной стороны, и всем обязано с другой, и источник всех благ, и автор всех несправедливостей в мире, и спаситель человечества, и жертва подлости людской, и палач, и искупитель. И все это одновременно, в сложной динамической взаимосвязи. Ждет это дело своих исследователей.