17.05.2016

Глеб Кузнецов: почему опасно вкладываться в медиабизнес

РБК этот ваш — это ведь не про очередной уникальный журналистский коллектив, не про свободу слова или там какого-нибудь самовыражения. Не про месть сил зла и уязвимость сил добра. Это про токсичный актив история.

Про то, что в мире собственности есть собственность, которую лучше бы не иметь. А в мире бизнесов — бизнес, которым лучше бы не заниматься.
Любые прибыли от таких активов будут компенсированы рисками, убытками и проблемами. В разных странах юрисдикциях –«токсичные активы» разные.

Умный человек, мой знакомый олигарх — всегда говорил, что серьезного частного (не госолигарха, а именно «частного») предпринимателя у нас в стране можно всегда заметить по отсутствию у него медийных активов и даже интереса в этом направлении.

Причем любой предприниматель всегда окружен разнообразной интеллигенцией, людьми из другого для него мира, болтливыми, яркими, сладкоголосыми. Они описывают ему медиа как способ «решения коммерческих проблем» грубо, и как «средство достижения власти над умами» возвышенно. А коммерсанту хочется. И проблемы решать, и власть над умами иметь, и лоббистскими инструментами пользоваться. Деньги у него есть, а власти над умами у него нет.

Только чушь это. И обман. Коммерсанта-инвестора в токсичный актив имеют трижды. Во-первых — он тратит большие деньги на изначально и по определению убыточную, плохо управляемую, безалаберную ерунду. Во-вторых — его за так называемую «работу» этой ерунды имеют бесконечно товарищи, которые уязвлены ее безалаберностью. И он кричит на главреда: «Что, гад, у меня проблем по жизни мало, чтобы Сергей, скажем, Петрович или Эммануил Гидеонович по телефону орал на меня, как на щенка». И в-третьих, его последний раз имеют, когда он, устав от глобальной несправедливости ситуации, когда он — совсем не мазохист — платит деньги куче отличных ребят, деятельность которых причиняет ему дикую боль. Тут начинают его сволочить, за то что «уникальный коллектив» очередной он похоронил. И что же он за человек такой после этого? И в какой стране мы живем? И так далее и тому подобное.

В общем, не надо вестись на глупости людей с хорошими лицами. Ни копейки в медиа-бизнес! Быть счастливым и успешным в публичной среде — это быть незаметным и неинтересным для публики. Хамелеоном. Сливаться с ландшафтом. Не высовываться. Не иметь ничего общего — ни интересов, ни круга общения общего с миром медиа.

А власть над умами — это фикция. В любом случае она достается кому угодно, кроме денежных мешков.