27.11.2013

Елена Шомина: нужно бороться с должниками по ЖКХ, не унижая их достоинства

«Воронежская энергосбытовая компания» решила отсылать тем, кто задолжал более 1,5 тысячи рублей, квитанции, распечатанные на красной бумаге. Таким образом компания хочет напомнить неплательщикам о том, что пора отдавать долги. Конечно, акция может взывать только к совести жильца, энергетики оставляют за собой право право взыскать долг в судебном порядке или ограничить электроснабжение должника. Ситуацию комментирует доктор политических наук, эксперт сети школ жилищного просвещения, профессор кафедры местного самоуправления Высшей школы экономики Елена Шомина.

Елена Шомина

Части людей просто напомнит о том, что они забыли заплатить. Хорошо, что компания не доводит ситуацию до критической, когда человек получает счет на десять тысяч рублей и штрафы, а присылает такое яркое напоминание уже при задолженности в полторы тысячи рублей.

Я, признаться, сама попадала в ситуацию, когда мы с семьей, понадеявшись друг на друга, так и не заплатили за услуги ЖКХ. Нам просто нужно было напомнить об этом. Хороший безболезненный способ.

Управляющие компании рассылают предупреждения на цветной бумаге. Это лучше, чем когда должники выставляются в виде списка на всеобщее обозрение, иногда при этом даже указывают сумму долга. Это унижает человеческое достоинство. А квитанции на красной бумаге — акция не устрашения, а напоминания. И спасибо компании, что она потратила на это время.

Нейтральный метод – составление графиков. При этом просто указываются квартиры (без имен собственников) и закрашиваются месяцы, в которые услуги оплачены. Таким образом показывается реальная ситуация, никто не вынуждает покрыть долг. Человек сам начинает стремиться попасть в «лидеры» по оплате.

Также я встречала и поощрения со стороны управляющих компаний. Тем, кто всегда вовремя платит, давали подарки, даже организовывали экскурсии по каким-либо интересным местам для всего соседства. Для управляющей компании это деньги небольшие, зато жителям приятно, это создает дружеские отношения и между соседями, и между жильцами и самой компанией. И это проще, чем, воюя с обитателями дома, подавать в суд и едва сводить концы с концами из-за отсутствия выплат.

Я против того, чтобы компании накапливали долг. С должником надо начинать работать с первой же задолженности. Человек действительно случайно может забыть внести оплату. А напоминания призовут к порядку.