Елена Шомина: нужно бороться с должниками по ЖКХ, не унижая их достоинства
«Воронежская энергосбытовая компания» решила отсылать тем, кто задолжал более 1,5 тысячи рублей, квитанции, распечатанные на красной бумаге. Таким образом компания хочет напомнить неплательщикам о том, что пора отдавать долги. Конечно, акция может взывать только к совести жильца, энергетики оставляют за собой право право взыскать долг в судебном порядке или ограничить электроснабжение должника. Ситуацию комментирует доктор политических наук, эксперт сети школ жилищного просвещения, профессор кафедры местного самоуправления Высшей школы экономики Елена Шомина.
Части людей просто напомнит о том, что они забыли заплатить. Хорошо, что компания не доводит ситуацию до критической, когда человек получает счет на десять тысяч рублей и штрафы, а присылает такое яркое напоминание уже при задолженности в полторы тысячи рублей.
Я, признаться, сама попадала в ситуацию, когда мы с семьей, понадеявшись друг на друга, так и не заплатили за услуги ЖКХ. Нам просто нужно было напомнить об этом. Хороший безболезненный способ.
Управляющие компании рассылают предупреждения на цветной бумаге. Это лучше, чем когда должники выставляются в виде списка на всеобщее обозрение, иногда при этом даже указывают сумму долга. Это унижает человеческое достоинство. А квитанции на красной бумаге — акция не устрашения, а напоминания. И спасибо компании, что она потратила на это время.
Нейтральный метод – составление графиков. При этом просто указываются квартиры (без имен собственников) и закрашиваются месяцы, в которые услуги оплачены. Таким образом показывается реальная ситуация, никто не вынуждает покрыть долг. Человек сам начинает стремиться попасть в «лидеры» по оплате.
Также я встречала и поощрения со стороны управляющих компаний. Тем, кто всегда вовремя платит, давали подарки, даже организовывали экскурсии по каким-либо интересным местам для всего соседства. Для управляющей компании это деньги небольшие, зато жителям приятно, это создает дружеские отношения и между соседями, и между жильцами и самой компанией. И это проще, чем, воюя с обитателями дома, подавать в суд и едва сводить концы с концами из-за отсутствия выплат.
Я против того, чтобы компании накапливали долг. С должником надо начинать работать с первой же задолженности. Человек действительно случайно может забыть внести оплату. А напоминания призовут к порядку.