14.02.2019

Дмитрий Солонников: Время появления статьи Суркова – это время начала реальных активных действий в проекте «Транзит власти»

По статье Владислава Суркова «Долгое государство Путина» уже сказано даже слишком много. Гораздо больше слов и смыслов. Чем она сама вмещает. Обсуждено даже то, чего в ней нет, и что бы критикам хотелось бы, что бы в ней было. Но несколько моментов, все-таки, хотелось бы добавить.

Во-первых. То, что такие статьи появляются за подписью лиц, во многом определяющих российскую политику, это здорово!  Хороший литературный язык, яркие образы и символы, стиль и слог…

Это не бюрократические канцеляризмы, на которых изъясняется 99% процентов представителей властной элиты, да и то плохо, когда понять-то что они хотели сказать не всегда возможно. Традицией писать именно красивые статьи российский истеблишмент нас не балует. Поэтому за такие новации отдельное спасибо. Нечто подобное было в традиции двадцатых годов XX века, когда мастерами пера были многие первые руководители Советской России. Вот и в руководстве России XXI века появился свой литературный талант.

Во-вторых. Это уже не первый литературный опыт Владислава Юрьевича. Его прошлогоднее творение «Одиночество полукровки (14+)» также наделало много шума, долго интерпретировалось и разбиралось на цитаты. Создается впечатление, что теперь это будет традиция – в год по статье. Как у Виктора Пелевина – в год по роману. Кстати, и в содержании этих двух авторов будет много общего от сюрреалистичности воспроизводимого мира до парадоксальности получающихся выводов. Все вместе, и романы, и статьи, складываются в сагу – притчу об уходящем, нынешнем и будущем времени.

Скальд поет о будущих подвигах, которые совершит конунг в своей жизни. Он колдует его жизнь. Сурков рассказывает о будущем России…

В-третьих. Это битва за смыслы. Необходимо создать свою героическую летопись, свое целеполагание. И они создаются. Создаются из осколков прошлого, перемешанных и причудливо собранных в новую монументальную мозаику, из лоскутков будущего, сшитых в теплое одеяло, спасающее от черного холода таинственной неопределенности.

Здесь нет смысла пересказывать и комментировать историческую истинность или ошибочность приведенных сравнений. Они субъективны, как и представления мейнстрима о фактах и фейках.

Автор собрал те из них, которые подходили к заданной цели, и представил их так как, чтобы эта цель высвечивалась ярче на небосклоне.

Неважно была ли Вифлеемская звезда кометой, взрывом сверхновой или оптической иллюзией. Она привела волхвов в нужный хлев к нужным яслям.

Неважно, какие средства использовал автор, чтобы привести читателя к нужным умозаключениям. Если соответствующее понимание зародилось в сознании – автор победил.

В-четвертых. Целевая аудитория статьи. Она много шире чем один человек. Есть соблазн (и он проскальзывает у многих критиков), представить рассматриваемый материал, как направленный на единственного читателя, которому, как мы знаем, о статье обещали доложить. Автор претендует на создание центра сборки. Сборки сил готовых бороться за инсталляцию обозначенного проекта в жизни, сборки союзников, готовых поиграть, и сборки попутчиков, готовых постоять рядом.

Время появления статьи – это время начала реальных активных действий в проекте «Транзит власти». Сейчас мы все еще на одном берегу, но вот куда мы выплывем — по итогам неизвестно. Да и то, как будут выглядеть эти мы на другом берегу (или на других берегах).

Обозначенный Владиславом Сурковым образ будущей тысячелетней России в данном контексте может оказаться еще не самым суровым, циничным и кровавым. Но он такой уже заявлен. Мир России, представленный взору читателей – это не светлое солнечное завтра, в котором хочется жить. Этот мир страшен и жесток. Смотреть в него неприятно. Многие пугаются и истерят. Это мир силы, и нигде не сказано, что доброй. Верховный правитель и глубокий глубинный народ… Имитационная демократия, которую не грех и отбросить и институты принуждения.

Публично произнести такое – не только игра в модные понятия (кстати, прекрасное слово из девяностых), не только провокация, не только эпатаж, но и признак определенной силы. Это жесткий ход, требующий такого же жесткого ответа, если есть альтернатива, которой можно возразить. А есть ли она?