15.11.2019

Дмитрий Солонников: Камчатка вправе претендовать на звание центра роста

Интересно, что сейчас заметно повысилась активность Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в части законотворчества и подготовке различных стратегий, планов и программ развития.

Внесен проект указа президента Российской Федерации «О Национальной программе развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года». Подготовлен указ президента РФ «Об основах государственной политики в Арктике и национальной безопасности до 2035 года». Подготовлен закон «Об особом экономическом режиме арктической зоны». Ведется обсуждение и принятие Стратегии развития Арктики до 2035 года, а также новая редакция Госпрограммы.

Впереди — 2020 год, в рамках которого ожидается изменение тренда на использование средств, получаемых от продажи нефти. Бюджетное правило, регулирующее нефтегазовые доходы (формируемые вследствие фактического превышения цен на нефть базового уровня в 40 долларов за баррель), подлежат зачислению в Фонд национального благосостояния до достижения им уровня в 7% ВВП, перестанет действовать, так как именно этот уровень и будет достигнут. Так что есть реальные ожидания, что у финансовых властей страны могут появиться инвестиции не только в валюту и зарубежные активы, но в проекты на территории России.

И тут идет реальное соревнование. Чьи идеи окажутся наиболее оригинальными. Чей проект наиболее амбициозным. В роли авторов выступают и крупные компании, и госкорпорации, и министерства и отдельные регионы.

Учитывая программы «разворота на Восток», и особое внимание руководства страны к дальневосточному региону, у местных субъектов есть все основания выиграть в этой гонке. Особенно у тех, кто может претендовать и на участие смежных проектах развития. Опять же, учитывая повышенный интерес к арктической теме, ей было бы грех не воспользоваться. И тут как раз на пересечении этих двух векторов развития могут сыграть два региона Чукотка и Камчатка.

И если первый – это, прежде всего, проект консервации, минимизации и эвакуации, то у второго как раз есть все основания претендовать на звание центра роста. Повышение транспортной доступности, создание комфортных условий пребывания – это как раз, чего сейчас региону не хватает для дальнейшего успешного экономического и социального роста. И туристическая инфраструктура, и рыбоперерабатывающий комплекс, и модернизация портов – все это требует больших инвестиций. И прежде всего, государственных. Или коммерческих, но под низкий процент кредита с государственными гарантиями. И вот забрезжила надежда, что такое может произойти.

Рассчитывать на инвестиции бизнеса из-за рубежа бессмысленно. Их ждут все десятилетия новой России. Их как не было, так и не будет. Под разными объяснениями и предлогами от авторов реформ. Все, на что такие партнеры готовы – это скупка за бесценок всего, до чего можно дотянуться. Иных предложений все равно не будет. Ни американских, ни японских, ни европейских, ни китайских.

Последние в регионе могут появиться только после того, как будет сделана первичная базовая работа. На варианте довложиться, чтобы «снять сливки». Именно потенциальными, а не мифическими, новыми возможностями и отличается новый этап подготовки проектов развития от предыдущих прожектов. Не факт, что все получится. Здесь могут переиграть конкуренты, и финансы потекут по иным руслам. Но шанс есть.

Его усиление как раз и реализуется через активную пиар-кампанию, которую проводит по свои проектам Министерство развития Дальнего Востока и Арктики. Понимая важность данной составляющей в нее активно играют и региональные власти. Так что теперь вопрос, чья команда в итоге уйдет со льда победителем. Финал чемпионата уже близок.