15.04.2015

Дмитрий Савчук: происходящее в Орловской области напоминает агрессивное вхождение структур Вексельберга

Конфликт губернатора Орловской области Вадима Потомского с депутатом областной думы Виталием Рыбаковым – это политтехнологический миф. Слишком разные весовые категории для открытого противостояния. Заказчиками информационной атаки на губернатора Потомского, как мне кажется, являются структуры Вексельберга, а экс-кандидат в губернаторы Рыбаков служит лишь тактической «дымовой завесой», чтоб основной заказчик оставался незамеченным.

По легенде политтехнологов, Потомский и Рыбаков стали злейшими врагами после выборов губернатора Орловской области в сентябре 2014 года. Якобы после победы губернатор отстранил от занимаемой должности директора муниципального предприятия «База строительных товаров» своего политического оппонента, а Рыбаков в ответ начал мстить. В эту легенду можно было бы поверить, если бы кандидатуру Вадима Потомского не одобрил лично Владимир Путин, назначив исполняющим обязанности губернатора Орловской области в феврале 2014. Даже региональное отделение «Единой России» не рискнуло выставить своего кандидата против коммуниста Потомского на выборах. А тут вдруг какой-то региональный предприниматель решил пойти против системы и победить протеже самого президента страны.

По моим подсчетам, затраты на антигубернаторскую медийную кампанию составили уже приблизительно 300-500 тысяч долларов, включая расходы на организацию региональных акций протеста. Бюджет не очень большой, но и не маленький в условиях экономического кризиса. Самое главное —  не ясна конечная цель атаки… Политических дивидендов в ближайшее время атака явно не принесет. Заменить губернатора на более лояльную фигуру не удастся при любых раскладах. Возможно, кто-то пытается сделать губернатора более сговорчивым, но тогда какова должна быть цена вопроса, чтоб окупить вложенные полмиллиона долларов. Как вернуть затраты, которые ежедневно увеличиваются и могут легко дойти до 1 млн. долларов?

Я считаю, что хотя конфликт и находится в политической плоскости, разгадку его надо искать в плоскости экономической. Ведь, что удивительно, начало информационной атаки случайно (или нет) совпало с передачей в областную собственность муниципального предприятия, владеющего более 70% теплосетей Орла. Инициатором передачи выступил Вадим Потомский, а депутаты городского совета Орла единогласно проголосовали «За». Производственную деятельность ОАО сейчас не ведет, но сдает теплосетевые активы в аренду. Арендаторами выступают ООО «ТСК-Орел»ООО, ООО «Орелтеплоэнерго» и «Орловская ТСК».

По моей информации, ОАО «Орелгортеплоэнерго» готовили к продаже, чтоб погасить  задолженность кредиторам 645 млн. рублей, но в дело вмешался губернатор. Вероятно, кому-то помешал забрать за бесценок «вкусный» актив. В разное время к предприятию проявляли интерес ТГК-4 (группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова), ОАО «МОЭК-Регион» (правительство Москвы), РКС Виктора Вексельберга и ОАО «Межрегионтеплоэнерго» (подразделение «Газпрома»). По моему мнению, из этой четверки только структуры Вексельберга применяют стратегию агрессивного вхождения в регион. Я это хорошо знаю на примере Самарской и Ульяновской областей. Все затраты на информационную кампанию можно легко окупить за счет потребителей, подняв тарифы на теплоснабжение.

Так что Виталий Рыбаков, на мой взгляд,  является, возможно,  марионеткой Вексельберга. Может быть, его  целенаправленно натравливают на губернатора, чтоб тот был более сговорчивым по вопросам продажи «Орелгортеплоэнерго»? Все остальное – это спектакль нанятых политтехнологов.