14.05.2015

Дмитрий Фетисов: главный секрет губернатора Вадима Потомского

Активность орловского губернатора Вадима Потомского в инвестиционной политике является хорошим примером антикризисного менеджмента при управлении регионом. Потомский пришел в регион, находящийся в крайне невыгодном социально-экономическом положении. Эпитеты «нищая, разграбленная область», звучавшие про Орловщину, очень точно характеризовали обстановку.

Предпосылки для возникновения проблемной ситуации появились еще в начале нулевых, когда в результате провальной политики бывшего губернатора Строева в регионе начало разваливаться сельское хозяйство, стали останавливаться и закрываться промышленные предприятия. В результате в Орле и Ливнах (втором по значимости городе Орловщины) простаивало огромное количество площадей, а промышленность откровенно загибалась. Вину за это, по моему мнению, можно смело возложить, и на орловские элиты, формировавшиеся и развивавшиеся в эпоху Строева. Они, если верить сообщениям СМИ, преимущественно построили свое состояние на банальной спекуляции и приватизации бывшей госсобственности, не предлагая никаких новых бизнес-идей, не думая об эффективном развитии доставшихся им предприятий.

Ну и настоящим бичом для региона стала коррупция. Об этом лучше всего рассказывают сообщения СМИ в период работы в Орле нынешнего министра МВД Колокольцева, когда орловское УВД под его руководством пачками отправляло в суд уголовные дела на заместителей Строева и членов его команды. По сути, не изменилось положение Орловщины с заменой Строева на Козлова. Александр Петрович, несмотря на громкие заявления вроде «Я заставлю всех вернуть награбленное», не сумел показать должную политическую волю и характер, чтобы провести в регионе антикоррупционную кампанию, не смог предложить ярких идей для развития региона, и после пяти лет тихого и незаметного руководства был отправлен на пенсию.

В такой ситуации назначение Потомского в регион оказалось логичным. Во-первых, Орловщина — родина лидера партии Зюганова, и назначение в регион губернатора-коммуниста было ожидаемым и закономерным. Во-вторых, нужен был человек, не связанный с местными элитами и обладающий должным политическим характером и волей, которых не хватило Козлову. Тут, несомненно, в пользу Потомского сыграла его кампания на выборах губернатора Брянской области в 2012-м году, когда Потомский смог продемонстрировать эти качества в полной мере. Но если с причинами назначения Потомского все более-менее понятно, то оставался вопрос, как он собирается выводить регион из той депрессивной ямы, в которой оказалась Орловская область.

Сейчас, спустя год с небольшим работы Потомского на посту руководителя региона, становится понятно, что программа развития региона у него есть. Основные направления этой программы – оптимизация и наведения порядка в деятельности властных структур региона и активное привлечение инвесторов в регион. В пользу первого пункта свидетельствует активность губернатора в таком важном вопросе, например, как история с постройкой в Орле жизненно необходимой городу станции обезжелезивания. Тогда Потомский нашел серьезные нарушения при постройке станции и добился разрыва контракта с недобросовестным подрядчиком строительства. Он же обратил внимание правоохранителей на увод из региональной собственности агрохолдинга «Орловская Нива» и МУП «Лесоторговая». Кроме того, со стороны Потомского звучит постоянная критика в адрес сити-менеджера Орла по поводу эффективности его методов управления городским хозяйством.

Что касается второго пункта, то тут успехи Потомского также очевидны – в регион пришло немало инвестиций. Причем, если сначала в область заходили инвесторы так называемого среднего уровня, то теперь администрация региона уже сообщает о таких крупных проектах как восстановление аэропорта, работа которого была остановлена как раз при Строеве, масштабный ремонт автодорог региона, находящихся в крайне плачевном состоянии, наращивание темпов развития предприятий сельского хозяйства. К слову, недавно программа развития Орловщины получила благоприятную оценку от министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, который побывал в регионе с визитом. При этом при всех благоприятных моментах в работе Потомского нельзя не отметить и некоторые недочеты. Экспертам очевидно, что даже масштабный приход инвесторов в регион не позволит в одночасье изменить социальный климат территории к лучшему. Но этих тонкостей не понимает большинство простых граждан. Потомский не может в миг превратить регион из отсталого в передовой, на кардинальные изменения нужны годы, но не все орловчане готовы это принять. И на этом активно спекулирует оппозиция, возникшая как раз в результате стремления Потомского навести порядок и добиться прозрачности в отраслях, контролируемых отдельными представителями орловских элит.

На мой взгляд, эту проблему могло бы решить обнародование Потомским своей экономической программы в доступном для каждого жителя региона формате, чтобы каждый орловчанин мог четко и ясно понять, какие перспективы у области. А они вдохновляющие, ведь даже по темпам исполнения майских указов Орловщина при новом губернаторе стала лидером во многих отраслях